Воплотивший мечту стать журналистом и всю жизнь посвятивший любимому делу, Виктор Васильевич и сейчас полон творческой энергии.
В этом году вышла его третья книга «Краюшкинские рассветы».
- Я написал о своей родине – маленьком поселке Мельница в Краюшкинском районе, который сейчас называется Первомайский. Уже давно нет моей деревни на карте, а воспоминания о людях живы. В книге собрал рассказы о детских и юношеских годах, односельчанах и лирические новеллы, которые, как говорят читатели, мне удаются.
За мечтой- Виктор Васильевич, у вас и мысли не возникало работать вне журналистики?
- Нет. С юности потихоньку писал рассказы, а вернувшись из армии, я служил в морской авиации Тихоокеанского флота, поставил цель стать журналистом. В 1955 году в газете «Молодежь Алтая», тогда она называлась «Сталинская смена», напечатали мои первые стихи и рассказ. Писал и для «Алтайской правды», редактировал многотиражку «На вахте». В 1975 году возглавил Союз журналистов Алтайского края и застрял на этой работе аж на 20 лет. Повидал много замечательных людей, в Москве общался с Борисом Полевым, Константином Симоновым, во Франции – с журналистами газеты «Юманите». Это была хорошая школа. Но из-за общественной работы не хватало времени, чтобы сесть за основательные материалы, поэтому принял решение организовать свою газету. Так родился «Вестник экологии», посвященный охране природы. На дворе были уже 70-е годы.
- Журналисты того времени, какими они были?
- Очень сильная журналистика была, все старались сделать интересную газету. До сих пор помню многие материалы и очерки. Правда, в те годы почти все авторские отступления в них редакторы безжалостно убирали, но талантливое перо чувствовалось. Многие перешли в центральную прессу: Дмитрий Горбунцов, Борис Прохоров, Зоя Александрова, Виктор Сапов. Станислав Вторушин работал после Барнаула в Праге, многие наши ребята шагнули в Москву. Хорошие журналисты были, цельные личности, образованные, с ними интересно было разговаривать. А сколько выросло в писателей… Взять Марка Юдалевича, Юрия Козлова, Ивана Кудинова, примеров много. В то время газета готовила писателей.
- Вы называете фамилии прекрасных журналистов, но сейчас их практически никто не помнит.
- К сожалению, очень быстро уходят в Лету имена талантливых людей.
- Как оцениваете современную журналистику?
- Знаете, и сейчас есть талантливые, хорошие материалы. Но в целом журналистика стала мелковата, потерялись журналистские жанры. Понятно, что у нового поколения другие приоритеты. И все же… Вот ко мне приходят иногда студенты – они же пишут с грамматическими ошибками, классику не читают, поэтов не знают, кругозор узкий. Раньше журналисты даже преподавали в вузах, такой высокий был уровень подготовки и образования
- Вы стали писать книги уже после выхода на пенсию?
- Да. Первая книга рассказов «Подари мне сиреневый вечер» вышла в 2010 году. В течение многих лет я встречался с участниками Великой Отечественной войны, записывал их рассказы, и получился цикл. А почему издал? Потому что настало время, когда стали забывать, принижать значение войны. А забывать и изменять историю нельзя.
Вторая книга о музыке «Золотой век советской песни» издана в 2014 году. В ней рассказы о многих советских композиторах и певцах: Исааке Дунаевском, Владимире Захарове, Матвее Блантере, Владимире Бунчикове, Владимире Нечаеве, о поэтах и песнях, которые есть в моей фонотеке.
- Фонотека большая?
- Три тысячи патефонных пластинок, тысяча долгоиграющих, магнитные ленты, диски – всего 25 тысяч песен советских композиторов периода 30-70-х годов. Собирал Красноярске, Алма-Ате, Владивостоке, Москве, когда бывал в командировках, переписывал в фонотеке Новосибирска.
- А как появилось желание коллекционировать песни?
- Когда был ребенком, на всю деревню имелся один патефон – у соседа. Иногда он его заводил, а я прятался во дворе в тень деревьев и слушал. Красивые мелодии меня просто завораживали. Вот после армии и стал собирать коллекцию. Доставал песни моих любимых Клавдии Шульженко, Сергея Лемешева, Ивана Козловского, Георгия Виноградова, Ивана Шмелёва, Георгия Абрамова, Владимира Бунчикова, Гелены Великановой – и радовался. Песня мне жить помогала и подарила много встреч с хорошими людьми.
- За такие раритеты музеи и другие коллекционеры должны бороться. Проявляют интерес?
- Иногда обращаются за консультацией. И в наш краевой музей я уже передал около 300 патефонных пластинок. Но сейчас все переменилось. Меня, например, эти песни трогают до слез, а молодежь не интересуется, у них выработался другой вкус. Ведь посмотрите, нет ни одной страны в мире, которая бы так же увлекалась чужим искусством. В Италии, Франции, Германии звучат только их песни, а мелодии других стран – в довесок. А у нас наоборот – зарубежье хлынуло, и пошел процесс отторжения своей музыки. А наша музыка лиричная, чистая, красивая. Это должно остаться для истории. Так что пока мою эстафету будет нести сын, но когда-нибудь архив, конечно, придется отдать.
- У вас и библиотека очень большая…
- Десять тысяч книг. Собирал на протяжении всей жизни. Хорошо, что и жена, с которой мы прожили 55 лет, и дети – все читают.
Дневник жизни- Что вы сейчас планируете?
- Написать роман. Я уже разработал хороший сюжет о журналисте, его творческих поисках и любви. Знаете, я веду дневник с 1952 года и по сей день. Больше двадцати тысяч страниц, с описанием будней журналистов, многочисленных встреч, редакционных событий, хроники жизни моих друзей, коллег, писателей. Полная картина целой эпохи. Это было хорошее время, и есть, о чем рассказать.
СПРАВКА «ВЕЧЕРНЕГО БАРНАУЛА»Виктор Денисов родился в 1937 году. Окончил факультет журналистики Казахского университета им. С.М. Кирова. Работал в газетах «Молодежь Алтая», «Алтайская правда». В течение 20 лет был ответственным секретарем Союза журналистов Алтая. Издавал газету «Вестник экологии», вел цикл передач на радио «Давайте вспомним» о лучших музыкантах страны, за который награжден премией Губернатора края. Автор книг «Подари мне сиреневый вечер», «Золотой век советской песни», «Краюшкинские рассветы».
Лада Суворова.
Фото Андрея Чурилова.
Автор: "Вечерний Барнаул"