В этом году профессор кафедры инструментального исполнительства АлтГУ заслуженный работник культуры РСФСР Александр Россинский отметил свое 75-летие. Так вышло, что юбилей Александра Георгиевича совпал с 55-летием творческой деятельности.
Заслуги этого человека в сфере культуры и искусства нашего региона не перечесть, как и невозможно переоценить результаты его многолетней деятельности на благо города и края. Достаточно сказать, что сегодня Александр Россинский занимает 12 должностей, большую часть – на общественных началах.
Следовать пути- Александр Георгиевич, родились вы в Горьком (ныне – Нижний Новгород). Как оказались здесь, в Сибири, на Алтае?
- Родившись в центральной части России, где я только не жил. Все потому, что наша семья после эвакуации постоянно переезжала из города в город. Довольно долго мне довелось прожить в Березниках Пермской области. Там я учился в школе (кстати, в том же учебном заведении, что и Борис Ельцин), поступил в школу музыкальную.
Сюда, в Березники, и приехал однажды по распределению талантливый педагог-виолончелист. И я, собравшись было подавать документы на баян, вдруг проникся звуками виолончели и захотел играть на этом инструменте. Спустя три года педагог уехал, после чего все его ученики занятия музыкой дружно побросали. Все, кроме меня. Потом я поступил в музучилище, несмотря на то, что мне прочили великое будущее химика. Дело в том, что в 1957 году в рамках Всероссийской школьной олимпиады я получил золотую медаль по химии, а вместе с ней и направление на поступление в Ленинградский химико-технологический институт вне конкурса. Но я выбрал виолончель... Именно с этим инструментом я поступил в Новосибирскую консерваторию.
- О своем выборе никогда не жалели?
- Никогда! Для меня счастье – следовать коду, заложенному внутри нас. И если не делать того, что тебе положено не делать, только тогда ты будешь жить в гармонии с собой. То есть счастье – это не деньги или какие-нибудь фетиши. Это следование собственному пути. И в этом смысле я абсолютно счастливый человек! Консерваторию я окончил с отличием. С таким дипломом на руках мне обещали полмира. Я же направился в Барнаул.
- Когда это было? И почему – Барнаул?
- В этом заслуга тогдашнего первого секретаря крайкома КПСС Александра Георгиева, который решил поднимать на Алтае культуру. Он взял и переманил сюда консерваторских выпускников, которым предлагались хорошая зарплата, квартира, возможность творческой реализации. И в культурной жизни города произошел небывалый рывок. Как мне рассказывали, примерно так же он поступил с журналистами, которых выписал сюда из Свердловска.
Все это он сделал для того, чтобы сформировать на Алтае настоящую школу. Причем заметьте, не на пустом месте, а с помощью знающих людей, профессионалов. До этого же Барнаул на фоне других городов выглядел жуткой провинцией. Теперь же, посмотрите, имена наших юных музыкантов гремят на различных конкурсах. Достаточно сказать, что в этом году на Международном телевизионном музыкальном конкурсе «Щелкунчик», на котором наш город успел неоднократно заявить о себе, от Барнаула будут выступать сразу два человека! В оркестре musicAeterna – сильнейшем музыкальном коллективе нашей страны, действующем под руководством Теодора Курентзиса и базирующемся в Перми, – играют четыре барнаульских музыканта! Наши исполнители выступают в составе лучших оркестров мира, а юным талантам из Барнаула всегда рады в музыкальных вузах Москвы и Санкт-Петербурга. Все это – итоги того культурного десанта середины 1960-х годов.
- На ваш взгляд, что сегодня можно позаимствовать из прошлого, какой опыт перенять?
- Понимаете, все мы со своими способностями стране были нужны. Когда я был школьником, газета «Березниковский рабочий» писала: «Саша Россинский сыграет на концерте «Ходит ветер у ворот» Глинки», и уже в следующем номере можно было прочесть: «Саша Россинский с чувством исполнил «Ходит ветер у ворот» Глинки». В 15-летнем возрасте я выступал перед студентами Пермского университета, рассказывал о музыке, затем читал лекции физикам и математикам Новосибирского государственного университета. Ругал их за то, что они не слушают Шостаковича. А когда мне было 18 лет, то меня попросили выступить перед академиками СО РАН. После концерта ко мне подошел самый главный – Михаил Лаврентьев, который поблагодарил за выступление, пожал руку… Ведь мы, музыканты, были частью идеологии государства. И советское руководство хорошо понимало: без искусства и культуры не прожить. Даже в лихие 1990-е тогдашний мэр Владимир Баварин одним из приоритетных направлений своей деятельности считал сохранение культуры. В то время, когда никому не платили зарплаты, по распоряжению главы города работникам культуры регулярно выплачивались деньги. Не случайно тогда к нам за опытом неоднократно обращались главы других регионов.
- Что вы рассказываете своим ученикам, какому отношению к музыке учите? Ведь вы не только преподаете в музучилище и Алтайском госуниверситете, вы еще и являетесь председателем жюри множества музыкальных конкурсов…
- Учу их преданному служению искусству. И еще – помнить своих учителей. Дело в том, что в жизни каждого человека наступает время платить нравственные долги. Перед людьми, которым ты многим обязан. Так, в своей голове я вынашиваю книгу, посвященную людям, некогда поднявшим алтайскую культуру на небывалый уровень. А в эти дни в Барнауле на базе Алтайского института культуры проходит Первый Международный фестиваль-конкурс имени Григория Пеккера, моего учителя, к организации которого я тоже приложил руку. Там председатель жюри – профессор Московской консерватории. Если говорить о том, чему еще я учу своих учеников, так это быть очень разборчивыми в музыке. К примеру, в Китае музыкальные вкусы отрегулированы на государственном уровне. Один из учеников Конфуция говорил, что музыка – вид искусства, который не просто прямо попадает в сознание, но и способен его изменить.
Фото Натальи Катренко.
Автор: Наталья Катренко