Большой интерес у посетителей Художественного музея вызвала завершившая на днях свою работу выставка «Под солнцем Алтая» известного барнаульского живописца Анатолия Щетинина.
До этого экспозиция, посвященная юбилею региона, демонстрировалась на выставке в Парламентском центре в Барнауле и в представительстве Президента РФ в Сибирском федеральном округе в Новосибирске. А в скором будущем работы мастера отправятся в Красноярск, куда Анатолий Прокопьевич приглашен в рамках празднования 30-летия регионального отделения «Урал, Сибирь, Дальний Восток» Российской академии художеств.
Анатолий Щетинин – один из ведущих пейзажистов Алтая, художник лирического склада, его пейзажи всегда эмоциональны, поэтичны, ему удается и выразить в них собственные переживания и настроения, и всколыхнуть душу зрителя. Чарующее обаяние алтайской природы, переданное художником в его полотнах, хранит разные состояния: восторг, грусть, нежность, упоение. Анатолий Прокопьевич много путешествует и всегда работает с натуры. Алтайские озера, реки, горы, поля, луга, написанные им в разные времена года, выражают огромную любовь автора к родному краю. Он умеет влюбить зрителя в свои работы и в природу Алтая.
Наряду с пейзажем на выставке представлены портреты известных людей Алтайского края, со многими героями своих полотен художник дружил долгие годы.
В экспозицию выставки «Под солнцем Алтая» автор включил в основном новые работы, ими восхищаются не только зрители, но и критики. Искусствовед Михаил Шишин отмечает любовь художника к живописным нюансам, к сложному цвету, оригинальным композиционным решениям. Восторгаясь картиной «Элекмонар. Утренние заботы», искусствовед говорит: «Весь колорит картины строится на светлых холодных перламутровых цветах. В этой палитре художник удачно заметил нежный розовый цвет от утреннего восходящего солнца, лучи которого пробиваются сквозь прозрачные легкие облака. Холодный розовый скользит по поверхности снега на берегу, пробегает по темно-синим волнам реки и уходит в чащу лесна противоположном берегу, становясь там густым и плотным. Горы на дальнем плане замыкают авансцену, на которой представлены два героя: вечно бегущая Катунь и человек, живущий на ее берегу, с его постоянными заботами. Их единство передается колористикой и спокойным земным протяженным ритмом».
С восторгом отзываются и о его работах коллеги. Художник из Горного Алтая Владимир Чукуев признается: «Большинство картин Анатолия Щетинина привлекают сдержанностью и лаконизмом художественных средств выражения. Принцип композиции, который на первый взгляд кажется незатейливым в своей основе, есть плод глубоких размышлений и кропотливого труда».
Часто можно увидеть Анатолия Щетинина с этюдником за городом, в окрестностях Барнаула. У него есть свои любимые места: Барнаулка, Затон, Бобровка. Зимой и весной, летом и осенью он навещает их, как старых друзей, делая один день достоянием вечности.
Неожиданно выпавший первый снег остудил землю, смешалось золото опавшей листвы с его серебром и легло прямо под ноги последним даром осени – так появляется полотно «Золотая осень на Южном».
Много в творчестве Анатолия Прокопьевича и городских мотивов, любит писать старую барнаульскую архитектуру, дома и скверы родного города. Утопает в снегу, как маленький сказочный дворец, старинный дом-особняк. В морозном мареве зимнего дня светятся его большие окна, причудливые очертания башенок пронзают белое, снежное небо. Снег мягкими сугробами окутал улицу, подсказав художнику свою сказку – сказку зимнего города – все это на полотне «Серебряное утро»…
И снова на мольберте у Анатолия Щетинина – свежий холст. Прямо за окном его загородного дома шумят сосны: омывают ли ласковые дожди их косматые кроны, зажигает ли жаркое солнце янтарем их стройные стволы, падает ли тихо снег, светят ли звезды – снова и снова берется художник за кисть, чтобы еще раз по-новому поведать зрителю тайну этого пейзажного мотива, потому что сам он познавать эту тайну не устает никогда.
Наталья Царева.