Участие наших земляков больше изучено по "Дороге жизни" через Ладогу, которая официально назвалась "Военно-автомобильной дорога № 101" (сокращенно ВАД-101). Воины с Алтая служили в составе 71-го дорожно-эксплуатационного полка на "Дороге жизни". Для подвоза грузов к восточному берегу Ладожского озера была построена военно-автомобильная дорога 102 (ВАД-102). Она шла от станции Заборье Северной железной дороги до Кобоны. Железнодорожная ветка Войбокало-Кобона, подводившая поезда вплотную к Ладоге, была построена к 20 февраля 1942 года (Постановление Государственного комитета обороны о строительстве появилось 11 января 1942 года).
Как писал фронтовой журналист Павел Лукницкий еще во время войны: "Все грузы теперь идут из Кобоны, куда от Войбокала проведена ветка железной дороги длиной в тридцать четыре километра".
Сейчас готовится художественный фильм "Коридор бессмертия", работу над которым планируется завершить к 2018 году - 75-летия строительства железной дороги Шлиссельбург - Поляны. В публикациях о фильме дорога характеризщуется как "малоизвестная страница истории блокады". Но историк из Ленинграда Валентин Михайлович Ковальчук еще во времена СССР выпустил несколько кнги, посвященных всем дорогам в блокадный Ленинград - и автомобильным через Ладогу и железнодорожным веткам.
История дорог сквозь блокаду, конечно, секрета уже не представляет и для зарубежных исследователей блокады, в том числе, из числа бывших гитлеровцев. Хартвиг Польман ("900 дней боев за Ленинград. Воспоминания немецкого полковника". "Wolchow. 900 Tage Kampf um Leningrad 1941-1944", 2003): "И все–таки город держался, и положение со снабжением, позволявшее в самое тяжелое время выдавать ежедневный паек в 500–1200 калорий в зависимости от степени занятости человека, начало постепенно улучшаться после того, как русские отвоевали Тихвин и сухопутный путь от конечного пункта железной дороги до озера был сокращен до 180 км. В середине января он сократился до 60 км, а в середине февраля за счет соединительной ветки Кировской железной дороги в Кобону подходил к самому берегу озера".
Дэвид М. Гланц (2009): "Ситуация была крайне опасной, поскольку железная дорога, соединявшая Кобону с Вологдой и тыловыми районами страны, осталась единственной дорогой. которая связывала Ленинград с Большой землей".
Воины-земляки с Алтая тоже служили на самой первой железной дороги сквозь блокаду, которая шла к Кобоне на Ладожском озере. Например, Петр Матвеевич Кузнецов из Залесовского района служил в 11-й железнодорожной бригаде, обслуживавшей железную дорогу к Кобоне. Красноармеец Кузнецов убит 28 мая 1942, похоронен: "Ленинградская обл., Мгинский р-н, Кобонский с/с, д. Кобона, северо-западнее, 3 км, восточнее ст. Коса, возвышенность". 3 сентября 1942 года пропал без вести после бомбежки Волхова вражеской авиацией красноармеец-путеец 71-го отдельного строительно-путевого железнодорожного батальона 11 ждбр Иван Алексеевич Казеев - житель села Бураново Калманского района.
Но напрасно пытаться искать имена этих двух воинов-железнодорожников в томах нашей региональной Книги Памяти на ОБД-МЕМОРИАЛ.РУ. В этом году будет уже 10 лет, как ошибочно вместо второго тома Книги Памяти Алтайского края (из 9-томного издания) в проект отсканировали совсем другой 2-й том - из первого, еще двухтомного, издания нашей региональной Книги Памяти (1988 года издания). Десять лет недоступны официально на официальном проекте Минобороны России имена десятков тысяч наших не вернувшихся с войны земляков, уходивших на фронт из городов Змеиногорск, Заринск, Камень-на-Оби, Калманского, Каменского, Ельцовского, Завьяловского, Залесовского, Змеиногорского, Заринского районов Алтайского края. Видимо, бесполезно обращаться в очередной раз к губернатору/председателю правительства Алтайского края Карлину для исправления несправедливого забвения официальной памяти Минообороны о воинах из этих территорий нашего края. Журналисту Тамаре Петровне Дмитриенко , когда она пыталась объяснить эту проблему, губернатор мимоходом заявил: "На "Алтапресс" есть же ваш проект "Книга памяти, том 10". С ним и работайте...".
Наверное, теперь лишь депутат Госдумы Сергей Шаргунов при очередном общении с министром Сергеем Шойгу сможет поднять вопрос о дополнении 2-м томом Книги Памяти Алтайского края проекта Минобороны ОБД-МЕМОРИАЛ.РУ.
Нужно помнить в День прорыва блокады 18 января и то, что известны имена не менее двадцати воинов-земляков из Алтайского края, сражавшихся и погибших в январе 1943 года в боях за освобождение Шлиссельбурга. Они погибли, прорывая блокаду Ленинграда, чтобы дорога Шлиссельбург - Поляны была построена (всего за 18 дней!), и чтобы 7 февраля 1943 года в Ленинград на Финляндский вокзал пришел первый поезд с Большой земли:
Парфенов Владимир Васильевич (Камень-на-Оби) 1923-12.01.1943. Первичное место захоронения: Ленинградская обл., Мгинский р-н, г. Шлиссельбург, левый берег р. Нева Мужиков Павел Кондратьевич (Грязнухинский/Советский р-н) 1909-12.01.1943. Первичное место захоронения: Ленинградская обл., Мгинский р-н, г. Шлиссельбург, левый берег р. Нева Шелковников Егор Назарович (Алтайский край) 1922-13.01.1943. Место захоронения: Ленинградская обл., Мгинский р-н, г. Шлиссельбург, кладбище Качалкин Еремей Иванович (Новичихинский р-н, призв. Барнаульский РВК) 1905-13.01.1943. Место захоронения: Ленинградская обл., Мгинский р-н, г. Шлиссельбург, кладбище Шихин Яков Тарасович (Каменский р-н) 1906-13.01.1943. Первичное место захоронения: Ленинградская обл., Мгинский р-н, г. Шлиссельбург, левый берег р. Нева Яблонский Федор Андреевич (Каменский р-н) 1909-13.01.1943. Первичное место захоронения: Ленинградская обл., Мгинский р-н, г. Шлиссельбург, левый берег р. Нева Захаров Василий Николаевич (Каменский р-н) 1898-13.01.1943. Первичное место захоронения: Ленинградская обл., Мгинский р-н, г. Шлиссельбург, левый берег р. Нева Астолин Гурьян Васильевич (Чарышский р-н) 1903-14.01.1943. Первичное место захоронения: Ленинградская обл., Мгинский р-н, г. Шлиссельбург, левый берег р. Нева Чекалкин Петр Никитич (Тальменский р-н) 1919-14.01.1943. Первичное место захоронения: Ленинградская обл., г. Шлиссельбург, Шлиссельбургская крепость, на месте казни Александра Ульянова, братская могила Ольский Николай Иванович (Каменский р-н) 1915-15.01.1943. Первичное место захоронения: Ленинградская обл., Мгинский р-н, г. Шлиссельбург, в районе Тугаев Иван Степанович (Марушинский/Целинный р-н) Дата рождения неизвестна-15.01.1943 Первичное место захоронения: Ленинградская обл., Мгинский р-н, г. Шлиссельбург, в районе, левый берег р. Нева Жилин Алексей Романович (Тогульский р-н) 1909-15.01.1943. Место выбытия: Ленинградская обл., Мгинский р-н, г. Шлиссельбург, в районе Смирнов Василий Николаевич (Каменский р-н) 1899- 15.01.1943. Место выбытия: Ленинградская обл., Мгинский р-н, г. Шлиссельбург, в районе Цапаев Алексей Иванович (Курьинский р-н) 1905-16.01.1943 Место захоронения: Ленинградская обл., Мгинский р-н, г. Шлиссельбург, кладбище Заболетский Василий Михайлович (Косихинский р-н) 1899-16.01.1943. Первичное место захоронения: Ленинградская обл., Мгинский р-н, г. Шлиссельбург, в районе Свирибов Иван Иванович (Егорьевский р-н) 1899-17.01.1943. Первичное место захоронения: Ленинградская обл., Мгинский р-н, г. Шлиссельбург, в районе Попов Федор Алексеевич (Солтонский р-н) 1920-17.01.1943. Первичное место захоронения: Ленинградская обл., Мгинский р-н, г. Шлиссельбург, в районе Игнатенко Василий Иванович (Быстроистокский р-н) 1897-17.01.1943. Место выбытия: Ленинградская обл., Мгинский р-н, г. Шлиссельбург, в районе, левый берег р. Нева Усольцев Григорий Константинович (Карасукский р-н) 1923-18.01.1943. Первичное место захоронения: Ленинградская обл., Мгинский р-н, г. Шлиссельбург, кладбище Бондаренко Михаил Петрович (Карасукский р-н) 1919-18.01.1943. Первичное место захоронения: Ленинградская обл., Мгинский р-н, г. Шлиссельбург, братская могила
Подготовил Евгений Платунов, пресс-служба Алтайского крайкома КПРФ
Tags: