Цветы на тканях и в мечтах

К 95-летию со дня рождения художника текстильного рисунка и акварелиста Глеба Белышева в барнаульской «Арт-галерее Щетининых» открылась выставка «Сказ об алтайских ситцах».

В экспозиции, по-летнему яркой и жизнерадостной, представлены работы самого Глеба Александровича, а также его учениц и коллег Татьяны Дедовой, Натальи Драничниковой и Ирины Щетининой. Все они когда-то работали в художественной мастерской Барнаульского хлопчатобумажного комбината. Эта выставка одновременно дань уважения мастеру, напоминание о славных страницах истории края и рассказ о тонкостях декоративно-прикладного искусства.

Единственная за Уралом

Глеб Александрович Белышев родился в Иванове, выучился на художника текстильного рисунка и именно на родине вырос в мастера-профессионала. На Алтай он был приглашен в связи со строительством ХБК уже в статусе члена Союза художников СССР. И в 1962 году основал на предприятии художественную мастерскую. В ней создавались рисунки для тканей – так называемые кроки: от бесхитростных «горошков» до настоящих живописных шедевров, которые печатали на подарочных ситцах и сатинах, участвовавших в зарубежных выставках.

Тогда сложнейшие орнаменты создавались и повторялись вручную гуашью на бумаге. Затем колористы предлагали до 12 – 14 вариантов цветов, в которых эти рисунки будут воспроизведены на ткани. Художественная мастерская ХБК была единственной такой за Уралом, и ее сотрудники с законной гордостью вспоминают о том времени, когда они в буквальном смысле украшали жизнь людей. Кстати, на вернисаж пришли и производственники, которые воплощали их идеи.

В галерее сейчас представлено около 80 произведений. И это не только кроки и отрезы тканей (в том числе и знаковых для своего времени), но и акварельные натюрморты Глеба Белышева, живописные портреты работы Ирины Щетининой, изысканные батики, которыми художницы занимались после развала предприятия. Есть фотографии, повествующие о славных событиях в истории ХБК: тут и результаты сотрудничества с Алтайским и Новосибирским Домами моделей, и визит на Алтай председателя Совета Министров РСФСР Соломенцева, которому руководство края демонстрировало лучшую продукцию предприятия…

«Таня, делай красиво!»

Мастерской Глеб Александрович руководил до 1982 года, но и после ухода на пенсию продолжал курировать своих учеников. Уроженка города Иваново мастер текстильного рисунка Татьяна Дедова (она возглавляла художественную мастерскую ХБК с 1990 года) вспоминает, как он по-оте­чески опекал своих специалистов:

– Он всегда был в курсе, как, в каких условиях живут молодые. И за советом к нему можно было прийти когда угодно, хоть в воскресенье. Я только приехала, начала что-то рисовать и спрашивала, как мне лучше сделать. А он говорил: «Таня, делай красиво!» (смеется). Сегодня уже я своим ученикам говорю: «Делайте красиво!»

– Когда на творческих днях Глеб Александрович смотрел мои работы, он говорил: «У вас в художественном училище бог – реализм, а наш бог – красота», – добавляет Ирина Щетинина. – Это же прикладное искусство, все делалось для людей!

Кстати, по диплому Ирина Витальевна – художник-оформитель. А в текстильную отрасль она пришла после большой персональной выставки Белышева в 1982 году: «Работы Глеба Александровича заполнили огромный выставочный зал. Это была сказочно красивая экспозиция: дефицитные в ту пору ткани, пиршество алтайского ситца и красивейшего сатина. Я увидела и влюбилась и захотела просто пойти работать на ХБК».

Компромиссы вдохновения и производства

Специфика текстильного рисунка такова, что художнику необходимо учитывать возможности производственного оборудования, чтобы идеи воплощались на ткани максимально полно и с минимальными затратами.

Производственные ограничения зачастую приводили к тому, что художникам заказывали одноцветные рисунки, но и это не мешало им создавать праздник. И в экспозиции можно увидеть, например, черно-белую «Хохлому» Натальи Драничниковой или эффектный крок «Готический» Татьяны Дедовой.

Какова была доля вдохновения в этой работе?

– Это прежде всего было вдохновение, а уже потом я начинала думать, как бы не рассорить его с производством, – улыбается Наталья Драничникова. – Бывало, я долго делала крок, а за несколько дней до завершения откладывала в сторону и начинала что-то совершенно новое и за три дня до худсовета делала два рисунка по вдохновению. Ну а компромисс заключался в том, чтобы рабочие могли это воплотить, потому что нас иногда чуть ли не вредителями производства называли, потому что вместо одной-двух красок мы использовали пять!

Пример тончайшей живописи на ткани – крок Натальи Драничниковой «Рябинка», издалека похожий на настоящий гербарий, пламенеющий оттенками желтого и красного. Или «Жар-птичка» Татьяны Дедовой – богатый подарочный сатин. Ирина Щетинина со своим оформительским бэкграундом с удовольствием специализировалась на шрифтах (например, крок «Джаз»). А еще у каждой из них был свой вариант текстильной классики «Розы и огурчики» и ткани с детскими рисунками, которых в России тогда выпускалось мало.

*   *   *

Новатор, мечтатель, герой

– С чего начинался день Глеба Александровича? У него в мастерской стояли букеты, приготовлен мольберт, он поднимался в мастерскую и начинал работать акварелью, не пропуская ни одного дня, – рассказывает доктор искусствоведения Тамара Степанская, автор книги о художнике. – А как он учил? Ведь у него был один день в неделю, когда он занимался с художниками ХБК, и ему даже за это не платили. Просто было желание поделиться.

Он считал себя счастливым человеком. Но посмотрите: он ушел на фронт в день рождения, едва получив диплом! Он стал связистом, совершил подвиг: был ранен во время авиационного налета, но продолжал передавать важную информацию в центр, пока не потерял сознание. Прошли годы, а награды все не было. Только в 1980-м мы сделали запрос в военный архив и его заслуги в этом бою были признаны.

Любимый его мотив – розы. Розы на тканях, в акварелях, в мечтах. Но он был новатором: обратился к национальным алтайским орнаментам и стал включать их в свои текстильные рисунки. Я думаю, это фигура настоящего российского интеллигента, гуманиста и просветителя.

 
По теме
В Министерстве науки и высшего образования РФ подвели итоги Смотра-конкурс на лучшую организацию физкультурно-спортивной работы среди образовательных организаций высшего образования,
В «Шукшинке» в дни весенних каникул началась Неделя книги для молодежи. 26 марта в читальном зале Неделя книги для молодежи открылась литературной площадкой, где мы постарались собрать самые интересные, загадочные,
Дожди, ветер и тепло до +14: какая погода будет в Алтайском крае 29 марта - Сетевое издание Толк Фото: unsplash.com Дожди ожидаются в ближайшую неделю в регионе. При этом с 31 марта синоптики прогнозируют небольшое понижение температуры Днем 29 марта в Алтайском крае ожидается около +9...+14,
Сетевое издание Толк
СтопВИЧ_СПИД - Газета Заря ВИЧ-инфекция напоминает бомбу замедленного действия: человек может годами жить с этой болезнью и даже не подозревать об этом.
Газета Заря
В тесном сотрудничестве с наставником - Министерство здравоохранения Наставничество в медицине является очень важным моментом в адаптации молодых специалистов на своем профессиональном пути.
Министерство здравоохранения
Студенты АГМУ помогают проводить диспансеризацию населения - Министерство здравоохранения С 8 по 12 апреля бойцы студенческих медицинских отрядов АГМУ продолжат помогать муниципалитетам Алтайского края в профильной сфере здравоохранения, проводя диспансерное наблюдение.
Министерство здравоохранения