Продукты питания под товарными марками (брендами), которые указывают на местность, где они были произведены, выгодно рекламируют свой регион на рынках и очень привлекательны для покупателей. Необходимо активизировать процесс создания уникальных товаров и при этом пресечь потоки фальсификата. Регионам же надо дать право на специальных экспертных комиссиях решать, кто из производителей имеет право использовать местную товарную марку. Такое мнение высказал эксперт ОНФ, председатель правления Национальной ассоциации пчеловодов и переработчиков продуктов пчеловодства Сергей Тастан.
Еда и напитки с географической привязкой востребованы во всем мире. По данным Европейской комиссии, объем ключевых рынков подобной продукции в США, Китае и Евросоюзе оценивается в 145 млрд долл. в год. Перспективность этого направления видят и в России. По расчетам специалистов, уже в этом году эффект от импортозамещения и экспорта брендированных региональных товаров может достигнуть 13 млрд руб.
Покупателям всегда нравится, когда продукты рассказывают о своей истории и местности, откуда они транспортировались на прилавок. Таких товаров сравнительно мало, потому что их производство ограничено одним районом. И есть немало людей, готовых заплатить за них дороже, чем за остальные, потоковые продукты.
«Среди самых известных товаров с географической привязкой в нашей стране – тульские пряники, вологодское масло, адыгейский сыр, луховицкие огурцы, астраханские арбузы, алтайский мед, белевская пастила, – напомнил Сергей Тастан. – В эту категорию попадают, в принципе, все пищевые продукты, которые ассоциируются с конкретной территорией. Они создают ей положительный имидж на рынках, привлекают инвесторов, помогают развиваться сельским территориям. Регионы, где продукция имеет особые отличительные свойства или традиции производства, должны активнее включаться в процесс создания таких уникальных товаров».
Однако сегодня для покупателя велик риск приобрести подделку. Взять хотя бы алтайский мед, который прославился своим не имеющим аналогов, сложнейшим составом. Он содержит пыльцу множества лекарственных растений, которые растут только на территории Алтайского края. И это наделяет его уникальными свойствами. После оформления в Роспатенте наименования места происхождения товара (НМПТ) «Алтайский мед» прошло пять лет. И за это время, по словам Сергея Тастана, количество контрафакта под этикеткой данного вида меда на полках российских магазинов достигло практически 99%.
Эксперт сообщил, что в ОНФ подготовлен ряд предложений для внесения изменений в нормативно-правовую базу. Они посвящены развитию сектора брендированных региональных товаров. Эти идеи также должны содействовать выполнению поручения президента России, лидера Общероссийского народного фронта Владимира Путина по итогам межрегионального форума ОНФ, которое касается ужесточения требований к качеству меда и другой пчеловодческой продукции.
«Необходимо предоставить право органам исполнительной власти в субъектах РФ с помощью экспертных комиссий определять, каким производителям можно давать разрешение на использование НМПТ. В то же время нужно исключить такую практику, когда какие-либо коммерческие структуры распоряжаются, как использовать название местности в названии товаров», – считает Сергей Тастан.
Он добавил, что фактическое производство и юридическая регистрация должны происходить в границах конкретного региона. А экспертное заключение об особых свойствах товаров необходимо выносить с участием профильных технических комитетов Росстандарта и общественных организаций. Также использование наименования места происхождения товара должно жестко контролироваться на соответствие заявленным особым свойствам продукта. Нередко потребитель, основываясь на информации, обозначенной на этикете, рассчитывает купить натуральный мед, но в результате получает фальсифицированный и контрафактный продукт. Поэтому необходимо существенно ужесточить штрафы за фальсификат и контрафакт.
«Продвижение и регулирование этого сектора региональными органами поможет развитию различных отраслей сельского хозяйства, коопераций. В целом сельские территории обретут новые возможности для развития, создания рабочих мест и улучшения социально-демографической ситуации», – резюмировал эксперт.
Источник: Общероссийский народный фронт