Премьерные показы спектакля «Темные аллеи» в Барнауле собрали полные залы

Фото: info-vb.ru

В Театре драмы поставили «Темные аллеи». Этот спектакль создан барнаульским режиссером Максимом Астафьевым на основе одиннадцати новелл из сборника Ивана Бунина, включающего около сорока рассказов

Круговорот судеб

На премьерные показы, которые состоялись 8, 9 и 10 февраля, тут же отреагировали социальные сети, где на страницах театра появилось множество восторженных отзывов о спектакле. «Великолепные декорации, отличные костюмы, свет. Стиль, вкус – этим пронизан весь спектакль», – пишут зрители. «Каждый рассказ – это пронзительная история любви, любви, в которой нет счастливого конца. В спектакле показаны 40-е годы прошлого столетия, но проблемы актуальны и в XXI веке».

Действительно, с точки зрения сценографии спектакль получился очень красивым – шикарные костюмы, запоминающиеся образы, необычное пространственное решение, благодаря которому действие разворачивается среди фонарей, выстроенных в ряд как аллеи. При вращении сцены свет этих усыпанных желтыми листьями аллей то и дело преломляется вместе с пространством, перенося героев то на корабельную палубу, то в купе поезда, то на морское побережье, а то в уездную глушь. Эта подвижность сцены полностью соответствовала и подвижности сюжета – герои на сцене не присутствовали, а мелькали, отчего создавалось ощущение круговорота судеб, лиц, фраз, которые обрывались в самый решающий момент. Казалось, что все это череда воспоминаний, которые рождаются в чьей-то конкретной голове. И очень уж хотелось, чтобы этот кто-то, стоящий надо всем происходящим, проявился на сцене, стал видимым. Сначала показалось, что в роли этого демиурга, а может, и самого Бунина, выступил Александр Хряков, прочитавший еще в начале спектакля пронзительный отрывок из бунинского романа «Жизнь Арсеньева» (на фоне лиц со старых фотографий, которые возникали на экране как призраки из прошлого). Но потом этот текст вдруг разложился на реплики, которые поочередно стали произносить герои. Получилось, что это не конкретно кто-то, а словно сама судьба, переплетающая жизни людей, сталкивающая между собой и разъединяющая. И это начало показалось мне мощным, многообещающим. Но чуть позже в моей голове то и дело стали возникать вопросы, которые бессознательно ли, намеренно ли поставил режиссер.

Сюжеты-нарезки

Примерно к концу первого действия стало казаться, что режиссерская мысль в этих сюжетах-нарезках словно сбивается, не получает развития. То ли потому что в круговороте персонажей начинаешь терять связь между сюжетными линиями, из-за чего невольно гасится накал бушующих страстей, то ли отвлекал от главного богато представленный на сцене предметный ряд – все эти сменяющие друг друга чемоданы, бюро, диваны, столы, кресла. Трагизм рассказа «Кавказ», где муж (Иван Дорохов) в итоге стреляется из-за предательства жены (Анастасия Кузнецова), словно притупился из-за того, что повествование неоднократно прерывалось другими сюжетными линиями. И как бы хорошо ни играли актеры, мое зрительское внимание отвлекалось на другой, не менее захватывающий сюжет – будь то рассказ «Генрих» (Александр Рогозин, Мария Сазонова), «Месть» (Вячеслав Сысоев, Татьяна Королёва) или «Визитные карточки» (Эдуард Тимошенко, Татьяна Гуртякова), герои которых, исчезая, после череды вращений сцены вновь возвращались со своей историей.

Еще одним мощным сюжетом, представленным в спектакле, стал рассказ «Дурочка», в котором семинарист (Дмитрий Плеханов), прибывший на каникулы к родителям, воспользовался доверчивостью глупой и безродной кухарки (Анастасия Южакова). От их связи родился сын, с присутствием которого молодой человек так и не смог смириться, из-за чего дурочка вместе с приплодом была изгнана из дома прочь. Рассказ жуткий и, казалось бы, не имеющий никакого отношения к любви, чувствам. Однако, как мне показалось, именно в этой главке спектакля вдруг наиболее зримо была показана любовь этой несчастной девушки сначала к своему ночному гостю, а потом и к ребенку, самому дорогому для дурочки существу, с которым она впоследствии была вынуждена скитаться. Этот отрывок был не только тщательно выстроен, но и музыкально оформлен. Под музыку даже был запущен видеоряд, который сначала показался очень трогательным (дрожащие линии ожившего рисунка, изображающего дождь, нависшие над ребенком тучи), но, когда на экране стали демонстрироваться фрагменты известных советских мультфильмов (про Винни–Пуха, Малыша и Карлсона, Котенка по имени Гав…), лично в мой контекст понимания спектакля эти образы не вписались. Хотя в отзывах можно было прочесть, что именно эта часть спектакля произвела на некоторых самое яркое впечатление.

Мечта о счастье

Было в спектакле и немало ярких актерских работ – Александр Хряков («В Париже»), Анна Бекчанова («Мадрид»), Александр Рогозин («Генрих»), Татьяна Королёва («Месть»), дуэт Дмитрия Плеханова и Анастасии Южаковой («Дурочка»)… Замечательно получались и массовые сцены, с помощью которых была передана вокзальная суета, городские улицы, атмосфера переполненного ресторана. Очень понравилось, когда уже ближе к концу пары героев, стремясь навстречу друг к другу, разбегались, прыгали в объятия и… не встречались, промахивались. И это смотрелось по-бунински обреченно, фатально. Как и возникающие в разных сценах разбросанные огромные детские кубики, которые вроде бы должны сложиться в цельную картинку, да не складываются.

Наталья КАТРЕНКО.

Последние новости Алтайского края по теме:
Премьерные показы спектакля «Темные аллеи» в Барнауле собрали полные залы

- Барнаул
Круговорот судеб На премьерные показы, которые состоялись 8, 9 и 10 февраля, тут же отреагировали социальные сети, где на страницах театра появилось множество восторженных отзывов о спектакле.
10:13 16.02.2018 Портал Вечерний Барнаул
Премьерные показы спектакля «Темные аллеи» в Барнауле собрали полные залы - Вечерний Барнаул
Премьерные показы спектакля «Темные аллеи» в Барнауле собрали полные залы - Барнаул
В Театре драмы поставили «Темные аллеи». Этот спектакль создан барнаульским режиссером Максимом Астафьевым на основе одиннадцати новелл из сборника Ивана Бунина,
10:11 16.02.2018 Вечерний Барнаул
 
По теме
В Барнауле впервые ставят спектакль по Ивану Бунину - Портал Вечерний Барнаул Вершина творчества Театральные режиссеры обращаются к Бунину нечасто. Вероятно, потому что сам Иван Алексеевич не очень любил театр (не случайно писатель не оставил после себя ни одной пьесы,
29.01.2018
 
 
DSC_0955.JPG - Управление культуры Концертная программа «В каждой песне я вновь оживу» состоится 22 июня в 18-30 на открытой площадке перед Алтайским краевым театром драмы им.
18.06.2018
Бийчанин обратился в полицию после того, как его машину облили кислотой - Бийский рабочий Неприятный «сюрприз» получил на днях молодой житель Бийска. Когда утром он вышел во двор и подошел к своему автомобилю, то обнаружил, что краска во многих местах на кузове отшелушилась .
18.06.2018 Бийский рабочий
На форуме «Алтай. Точки Роста-2018» состоялся показ фильма «Училка» с участием режиссёра и продюсера Алексея А. Петрухина - Краевой дворец молодежи В рамках форума «Алтай. Точки Роста-2018» площадкой «Кино и креативная экономика» был организован показ фильма «Училка», снятого кинорежиссёром Алексеем А. Петрухиным в 2015 году.
18.06.2018 Краевой дворец молодежи
План мероприятий с 18 по 24 июня - Управление культуры, спорта и молодежной политики г. Рубцовска с 18.06 «Футбол на книжной полке» - книжная выставка к чемпионату мира по футболу (12+) Центральная городская библиотека с 18.
18.06.2018 Управление культуры, спорта и молодежной политики г. Рубцовска
Летний «Фестиваль национальных культур» уже стал своеобразной традицией — как всегда на площадке немало интересных творческих номеров, а в зрительном зале, который расположился прямо под открытым небом,
17.06.2018 Бийский рабочий
Самолет, летевший из Иркутска, аварийно приземлился в аэропорту Барнаула - FlashSiberia источник: FlashSiberia В аэропорту Барнаула совершил аварийную посадку самолет Superjet 100, пострадавших нет, сообщили агентству "Интерфакс-Сибирь" в пресс-центре главного управления МЧС РФ по региону.
18.06.2018 FlashSiberia