«Увидели во мне учителя»
- Первые полгода в этой школе я проработала воспитателем группы продленного дня, а к 1 сентября набрала первоклассников. Дети мне достались умные, активные, очень довольна классом, который в этом году выпускается из стен школы.
Свой самый первый класс она запомнила навсегда.
- Я училась на четвертом курсе педагогического колледжа, когда пришла разнарядка из комитета по образованию – в школах не хватает педагогов. Направили в 92-ю, там и приняла боевое крещение. Впервые я осознала, какая ответственность лежит на учителе, когда в кабинет заходили родители и передавали своих детей. Они смотрели на меня кто с надеждой, кто с недоверием. Ведь ребенок – это мягкий пластилин, и очень многое зависит именно от школьного педагога. Хотелось не просто дать знания, но и стать примером, таким, каким для меня были мои учителя. Росла в сельской местности, на станции Шпагино, директором школы, которую я окончила, был бывший фронтовик Савелий Степанович Сидоров, его супруга Зинаида Ивановна - учитель начальных классов. Именно эти люди уговорили родителей направить меня в педколледж в Барнаул, именно они увидели во мне учителя. Конкурс был серьезный – пять человек на место, но я поступила легко во многом благодаря тому уровню знаний, который получила в своей сельской школе.
Более 30 лет работая в сфере образования, Светлана Анатольевна никогд не прерывала связь со своими учителями. После смерти мужа Зинаида Ивановна переехала жить в Барнаул.
- Я часто была у нее в гостях, навещала ее с ребятами, созванивались. Она всегда интересовалась моей работой, спрашивая, какая сегодня нагрузка у учителя, как и в какое время проходят педсовет. Сейчас ее уже нет в живых, но принципы работы Зинаиды Ивановны стали и моими: прежде всего, любить детей, уметь в разные периоды их жизни становиться подругой, матерью, бабушкой каждому, но никогда не забывать, что ты учитель.
«Не забывая о традициях»
С 2008 года Светлана Бочкова занимает место директора школы, и перед ней - новые задачи. В шутку говорит, что сегодня руководитель должен быть, прежде всего, менеджером, знать все, начиная от диаметра трубы в подвале и ремонта кровли, до информации о самых современных инновациях в системе образования.
- Школа была очень хорошо оснащена технически, мы в числе первых выиграли грант по приоритетному проекту «Образование», который начал действовать с 2008 года. Школьная территория на протяжении многих лет является победителем и призером в городском конкурсе озеленения. Cделали мы ее местом, интересным не только для школьников, но и жителей всего микрорайона. Поделив все пространство на зоны, устроили тихий уголок с фонтаном и небольшим малиновым садом для молодых мамочек и малышей. Есть у нас и патио – место уединения с цветочной клумбой и скамейками для отдыха, которое ежегодно украшается в соответствии с темой года, в 2016-м это было кино, в этом – экология. Пользуется спросом и спортивный комплекс, на поле мальчишки в мяч гоняют, по утрам часто наблюдаю, как местные жители делают зарядку. Отрадно сознавать, что наш зеленый уголок полезен, он объединяет не только семьи, но и целые поколения.
Идти вперед, не забывая о традициях, – такого правила старается придерживаться и сама Светлана Анатольевна в своей работе. Школа № 31 берет свое начало как школа для глухонемых детей. За 80-летнюю историю она сменила много зданий, со временем получила статус общеобразовательной, но не отказалась принимать детей с ограниченными возможностями здоровья, а наоборот, в числе первых в Барнауле освоила инклюзивное образование.
- С сентября прошлого года во всех школах был введен Федеральный образовательный стандарт обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в обычных школах, а мы уже пришли к этому, когда пять лет назад впервые набрали целый класс деток с нарушениями слуха. Тогда родители обратились с просьбой не разрывать коллектив, который сложился в детском саду, и мы пошли на это. Результаты только положительные. За эти годы детки адаптировались, социализировались, они активно общаются с другими ребятами, принимают участие в спортивных, творческих, исследовательских конкурсах и олимпиадах. В этом году класс переходит в среднее звено, и мы приняли решение расформировать ребят по параллели. Пятилетний опыт работы с особыми детками показывает: не следует держать их в отдельном классе. Инклюзивное образование дает детям общение в обычной среде, шире становится кругозор, увеличивается словарный запас, усиливается слух, то есть полным ходом идет развитие человека независимо от его особенностей.
Фото из архива школы №31.