В Барнауле представили премьеру спектакля «Старший сын»

На Малой сцене Молодежного театра Алтая прошла премьера спектакля «Старший сын» по пьесе Александра Вампилова.

Для артиста МТА Алексея Бурдыко это уже третья режиссерская работа, и вновь он берется за советскую драматургическую классику. Жанрового определения новой постановки в театре не дают, называя ее творческим экспериментом. Это заставляет отнестись к спектаклю снисходительно, в чем он на самом деле не нуждается: даже в шершавом премьерном показе были свои прекрасные моменты.

Формально у Алексея Бурдыко – комедия положений, герои которой в силу разных причин (в основном, кстати, из лучших побуждений) непрерывно друг друга обманывают. В финале огромный снежный ком всеобщего вранья рассыпается, освобождая участников и давая им возможность увидеть правду, которая оказывается куда лучше фальшивого фасада.

Сюжет этот многим известен по одноименному советскому фильму 1975 года с Николаем Караченцовым и Евгением Леоновым. Случайные знакомые Владимир Бусыгин (в спектакле МТА его играет Роман Чистяков) и Семен Севостьянов по прозвищу Сильва (артист Дмитрий Борисов) провожают неких девиц. Но их надеждам на продолжение вечера не суждено сбыться. Хуже того, приятели опаздывают на последнюю электричку и рискуют замерзнуть где-то в предместье холодной весенней ночью. И тогда, чтобы просто выгадать немного времени и погреться, они спонтанно решают разыграть одну семью, выдав Бусыгина за внебрачного сына хозяина дома – пьющего неудачливого кларнетиста Сарафанова (Анатолий Кошкарев). А им неожиданно верят: в 1945 году у Сарафанова (тогда еще солдата) был роман с женщиной, чье имя он уже и не помнит. Так у не имевшего отца Бусыгина появляются не только «отец», но и «младший брат» с «сестрой».

В течение следующих суток приятели не раз пытаются покинуть дом Сарафановых, но каждый раз их что-то удерживает. Сперва это чувство вины Бусыгина («Не дай-то бог обманывать того, кто верит каждому твоему слову»). Потом его увлечение строгой «сестрой» Ниной, которая собирается замуж за перспективного курсанта-летчика, лишь бы уехать из дома. Затем уже ответственность за «младшего брата» Васеньку, десятиклассника, смешно и трагически влюбленного во взрослую соседку и решившего от своей душевной раны сбежать на советскую стройку в тайгу (Семен Сковородин выдает замечательного подростка с обостренными эмоциями). А затем в эту же роковую соседку (Наталья Сляднева) влюбляется и Сильва – вальяжный нахал с гитарой. Когда же обман «старшего сына» разоблачат, герои будут вынуждены признать, что родство по духу может быть куда сильнее кровного родства.

Вся эта история разворачивается в пространстве Малой сцены МТА. Зажигается вначале одинокий фонарь, освещая домик соседки и нелепый быт Сарафановых: стол, на нем стулья кверху ножками, под ним свернутый рулоном матрас. Буфет повернут к зрителям боком, жесткий диван – торцом. Эпизод, в котором герои собираются за эталонным круглым столом на торжественный ужин, заканчивается эталонным же неприличным скандалом, который Нина язвительно назовет «концертом для кларнета с оркестром». При этом ощущение, что артистам на самом деле нелегко освоить это довольно обширное и почти пустое пространство, не покидает до самого конца спектакля.

Непросто может быть и зрителям, от которых в насыщенной юмором и эмоциональными всплесками постановке как-то ускользает тот факт, что пьеса Вампилова буквально пронизана символами дома и родства в их почти библейской простоте и изначальности. Вот отец, который обретает сына, а с ним и дом обретает полноту и устойчивость. А вот и сын, который, сам того не понимая, искал отца всю жизнь. Тот факт, что «отец», вообще-то, принадлежит к поколению, прошедшему войну, а «сын», вполне возможно, послевоенная безотцовщина, делает неизбежным и необходимым финальный разворот от чистой комедии в сторону драмы, хотя бы и подспудной. В спектакле этой смены тональности по большому счету не происходит.

Есть и другой важный мотив – доверие. Да, фраза «все люди – братья» звучит в пьесе исключительно в ироническом, даже ерническом контексте. А неправдоподобную завязку (каким-то проходимцам верят на слово и пускают в дом!) легко списать на наивные нравы советских 60-х. Наконец, проблема лжи, пронизывающей жизнь семьи Сарафановых, тоже вроде бы разрешается финальными признаниями. Но без этих огромных подводных рифов спектакль так и остается однослойной забавной комедией, в которой неплохим людям случайно повезло.

Фото предоставлено МТА.

Молодежный театр  

 
По теме
19 октября Алтайский государственный театр музыкальной комедии представит на сцене Московского государственного академического детского музыкального театра имени Натальи Сац оперетту «Сильва».
Дожди, ветер и тепло до +14: какая погода будет в Алтайском крае 29 марта - Сетевое издание Толк Фото: unsplash.com Дожди ожидаются в ближайшую неделю в регионе. При этом с 31 марта синоптики прогнозируют небольшое понижение температуры Днем 29 марта в Алтайском крае ожидается около +9...+14,
Сетевое издание Толк
СтопВИЧ_СПИД - Газета Заря ВИЧ-инфекция напоминает бомбу замедленного действия: человек может годами жить с этой болезнью и даже не подозревать об этом.
Газета Заря
В тесном сотрудничестве с наставником - Министерство здравоохранения Наставничество в медицине является очень важным моментом в адаптации молодых специалистов на своем профессиональном пути.
Министерство здравоохранения
Студенты АГМУ помогают проводить диспансеризацию населения - Министерство здравоохранения С 8 по 12 апреля бойцы студенческих медицинских отрядов АГМУ продолжат помогать муниципалитетам Алтайского края в профильной сфере здравоохранения, проводя диспансерное наблюдение.
Министерство здравоохранения