Первое знакомство с персонажами «Евгения Онегина» состоялось в театре кукол, где ставят далеко не детский спектакль по знаменитой пушкинской поэме. Сегодня актеры постепенно осваивают новый вид напольно-планшетных кукол, размеры которых варьируются от 50 до 110 сантиметров.
Идея поставить на сцене Алтайского государственного театра кукол «Сказка» спектакль, рассчитанный на более взрослого и подготовленного зрителя, вынашивалась давно. За подобные постановки здесь не брались со времен Евгения Гимельфарба – легендарного режиссера, работавшего в барнаульском театре в 1970-1980-х годах (в то время он поставил здесь и «Точку зрения» по Шукшину, и «Двенадцать» по Блоку, и «Тиля Уленшпигеля» по Григорию Горину). И пусть на афише нового спектакля по поэме Пушкина значится возрастное ограничение «14+», в театре ждут на премьеру школьников разных возрастов и взрослых.
- В кукольном формате «Евгений Онегин» ставится довольно редко, – поясняет директор театра кукол Надежда Васильева. – Пушкинская поэма в стихах – непростой материал, который переносить на сцену нужно аккуратно, вдумчиво.
Как рассказывает режиссер постановки Елена Чвёрткина, для всех, кто задействован в постановке, новый спектакль – эксперимент. Ведь у каждого свой Пушкин, по-разному воспринимаются и темы, поднятые в поэме. Поэтому при работе над спектаклем было решено повышенное внимание уделить материям неуловимым – атмосфере, царящей на сцене, метафоричности сюжетов и образов.
- Мы используем куклы разного размера, чтобы показать на сцене объемность, многоплановость, иными словами, кинематографичность действия, – говорит художник «Евгения Онегина» Ольга Акимова (Улан-Удэ). – Причем когда я впервые увидела сцену театра, мне тут же представились куклы вытянутые, своего рода люди-свечи. А начали мы создавать персонажей с самого Пушкина, который сразу получился и словно повел за собой. После этого все образы стали складываться, выстраиваться. Еще мы задумали – чем больше кукла произносит слов, тем меньше она должна двигаться. Подвижными должны оставаться лишь лица и руки персонажей. На них мы хотим сделать акцент.
По словам театроведа, консультанта по спектаклю «Евгений Онегин» Елены Кожевниковой, само намерение поставить на сцене театра кукол «Евгения Онегина» – задумка очень смелая, авантюрная. Хотелось бы, чтобы этот спектакль погрузил зрителей в особое пространство, в иную реальность и напомнил всем, что жизнь многогранна и в основе своей трагична.
Кстати, что касается текста, то в спектакле опущены все авторские отступления и описания. Однако, как считает Елена Кожевникова, от этого произведение ничуть не утратило своей легкости и глубины. Сделано это было лишь для того, чтобы пушкинская история стала более динамичной и уместилась в формат спектакля.
Как отмечают постановщики, с самого начала работа над спектаклем шла легко, непринужденно. Образы рождались словно сами собой, а пространство наполнялось нужным содержанием.
- Если после спектакля хотя бы десять человек возьмут в руки пушкинскую поэму и прочтут ее, мы будем считать, что работали не зря, – рассуждает художник спектакля. – По крайней мере, все, кто был причастен к работе над спектаклем (актеры, представители постановочной части и сотрудники театральных цехов) «Евгения Онегина» перечитали.
Фото Натальи Катренко.
Автор: Наталья Катренко