С сентября 2017 года Министерством труда и социальной защиты Алтайского края совместно с Министерством науки и образования Алтайского края, учреждениями социального обслуживания и ресурсными центрами реализуется Комплекс мер «Первые шаги в будущее» по развитию эффективных практик предпрофессиональной подготовки детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в Алтайском крае на 2017 – 2018 годы.
В образовательных организациях и учреждениях социального обслуживания созданы службы предпрофессиональной подготовки детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, внесены изменения в должностные инструкции специалистов. Приобретенное диагностическое оборудование, станки, швейное оборудование, хозяйственно-садовый инвентарь, дидактические пособия позволят расширить спектр услуг по организации предпрофессиональной подготовке детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 14 до 18 лет.
На базе 24 комплексных центров социального обслуживания населения, четырех краевых реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья была организована психологическая диагностика подростков по профессиональному самоопределению с использованием компьютерной методики «Профориентационная система «Профи - II». Новая версия». Данная компьютерная диагностика была приобретена за счет средств Фонда поддержки детей , находящихся в трудной жизненной ситуации . Всего профориентационную диагностику с начала года прошли 430 подростков с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, в рамках внедрения комплексных предпрофессиональных методик диагностики на базе Тюменцевского детского дома-интерната для умственно отсталых детей создана реабилитационно-диагностическая лаборатория для определения уровня реабилитационного потенциала детей-инвалидов, воспитывающихся в детском доме-интернате. С января по июнь 2018 года диагностическое обследование (использовалась «экспресс-диагностика») прошли 60 воспитанников, из них 45 человек обследованы по адаптированной профессиональной диагностике «HAMET-2».
В рамках реализации Комплекса мер «Первые шаги в будущее» проводятся тренинги, занятия, экскурсии в профессиональные образовательные организации, на производственные предприятия и в организации, встречи с представителями профессиональных образовательных организаций, мастер-классы по различным видам профессиональной деятельности. Всего в мероприятиях по организации предпрофессиональной подготовки в этом году приняли участие 525 подростков с ограниченными возможностями здоровья. В двух реабилитационных центрах для детей и подростков с ограниченными возможностями («Журавлики» г. Барнаул, «Родник», г. Бийск) работают швейные мастерские. 13 мастерских планируется открыть в комплексных центрах социального обслуживания населения края. На базе Тюменцевского детского дома-интерната созданы классы предпрофессиональной подготовки из воспитанников групп социально-трудовой адаптации.
В мероприятиях по организации работы с родителями по вопросам профессионального самоопределения и возможностей профессионального образования, трудовой деятельности детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья участие приняли 345 родителей.
В 2017 году на базе краевого реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Родник» и Тюменцевского детского дома-интерната для умственно отсталых детей были созданы ресурсные центры, обеспечивающие формирование базы программ предпрофессиональной подготовки и методическое сопровождение деятельности специалистов. Специалистами центров проведено более 60 консультаций по реализации Комплекса мер, подготовлены отчет о результатах. Методическое сопровождение проводилось в соответствии с планом методической работы по вопросам социального обслуживания семей с детьми на 2018 год, утвержденным Минтрудсоцзащитой Алтайского края. На основании данного плана ресурсными центрами была организована работа по повышению квалификации специалистов учреждений социального обслуживания по вопросам реализации Комплекса мер, в форме проведения цикла вебинаров, обучающих семинаров, совещаний, консультаций. Специалисты учреждений социального обслуживания разработали и реализовали программы предпрофессиональной подготовки детей-инвалидов с учетом уровня их интеллектуального развития.