Уже сейчас родителям будущих первоклассников пора не только готовить детей к школе, но и готовиться к ней самим. Ведь это только кажется, что до первого звонка еще далеко.
Заботливые мамы и папы знают, что ребенка к первому классу нужно готовить. И не беда, если он не умеет писать или читать, этому-то как раз в школе и научат (хотя к семи годам уже желательно уметь и то и другое). Но если ваше чадо не знает, как вести себя в обществе, теряется и молчит среди сверстников или, наоборот, то и дело шумит – это повод сходить на прием к психологу.
Без лишней помощи- Надо понимать, что коррекция – процесс небыстрый, нужны месяцы, а иногда и годы, чтобы ребенок изменился, – рассказывает детский психолог Ирина Безгина. – Один раз ко мне привели пятилетнего мальчика, который ни с кем не дружил, был очень замкнутым. Оказалось, он боялся себя проявлять, боялся оценки окружающих из-за того, что родители предъявляли к нему слишком высокие требования. Нам понадобилось полгода, после чего он стал смелее, активнее, и у него появились друзья. Страх ошибки, который подавляет любую инициативу, ушел.
Немало первоклашек страдает от излишней заботы родных: привыкая к их помощи, они не желают самостоятельно делать уроки, а чуть что, начинают плакать. Такой способ решать проблемы навредит не только в учебе, но и в жизни. Поэтому важно, чтобы родители разъясняли детям то, что им непонятно, а не выполняли «домашку» за них, потакая детским капризам. Причем учить самостоятельности нужно с малых лет.
- Я своим детям говорила, что в школе им не могут дать задание, с которым бы они не справились, то есть в первую очередь важна вера в ребенка, а не приказы вроде «иди делать уроки» – этим вы только отобьете желание учиться, – продолжает психолог. – С другой стороны, стоит хотя бы один раз сделать все задания за ребенка, как он подумает, что «мама с папой большие, все знают, а я такой маленький-слабенький, ничего не могу». Когда ребенок видит заинтересованность родителей в том, чем он занимается, тогда у него появляется стимул заниматься этим и дальше.
Еще одно важное качество, необходимое для успешной учебы, – любопытство. «Не лезь не в свое дело», «давай потом», «потому что», – такие и похожие ответы слышит на свои наивно-искренние вопросы «а почему?» не один ребенок. Как правило, тогда он садится перед экраном телевизора и узнает об окружающем мире уже не от мамы с папой, а от Лунтика, Смурфиков и прочих мультипликационных героев.
- Если ребенок задает вопросы, бросьте все и отвечайте на них! И даже если это неудобные вопросы, такие как «откуда берутся дети?», на них всегда можно ответить, учитывая возраст вашего почемучки. Главное – сказать правду без лишних подробностей.
Ничего страшногоВместе с детьми волнуются и родители, которые переживают за их судьбу: как примут в классе, какие отношения сложатся с учителем, какие предметы понравятся. Педагог начальных классов гимназии № 85 Татьяна Бочарова успокаивает:
- Надо понимать, что это просто новый этап в жизни ребенка. Каждый родитель точно так же когда-то пришел первый раз в первый класс. Не нужно паниковать, упрекать ребенка, что он забыл буквы или цифры, а такое тоже бывает. Следует создать спокойную, уютную обстановку, рассказать интересные случаи из вашей школьной жизни, чтобы ребенок понял, что ничего страшного не происходит.
Первоклашке будет намного легче учиться, если он ходил в детский сад. Те же дети, которые воспитывались дома, дольше привыкают к новой обстановке. Во-первых, они не привыкли работать в коллективе, а во-вторых, такая организация учебы для них в диковинку.
- Домашних воспитанников можно отдать в летний школьный лагерь, где они каждый день будут общаться со сверстниками, научатся взаимодействовать друг с другом. Если ребенок сильно переживает, то в конце августа можно прийти с ним в школу и познакомить его с учительницей, как это было в моей практике – пришла испуганная девчушка с папой, мы разговорились, осмотрели класс, и в День знаний она уже не так переживала, – делится педагог.
Она отмечает, что современные дети обладают неплохими энциклопедическими знаниями. Зато не хватает представлений об окружающем мире – обо всем том, что ребенок видит и слышит.
- Во время прогулки рассказывайте сыну или дочке обо всем, что вы знаете, – о погоде, о каких-то недавних событиях, о том, как прошел день. Таких разговоров нынешним школьникам очень не хватает.
Аркадий Шабалин.
Фото Ярослава Махначёва.
Автор: "Вечерний Барнаул"