Находясь на одном месте пасека в редких случаях бывает обеспечена хорошим медосбором в течение всего сезона. Такие условия встречаются преимущественно в горнолесных и таежных районах, где особенно много разнообразных дикорастущих медоносов. В большинстве же случаев угодья, доступные лёту пчел с той или иной пасеки, дают пчелам взяток в течение сравнительно короткого периода. Чтобы соединить разрозненные взятки в один сильный непрерывный медосбор, надо по мере зацветания и отцветания медоносов перевозить пасеку с одного массива на другой, то есть проводить кочевку с пчелами.
Кочевка - один из основных приемов передового пчеловодства. Организуя подвозку пчел к массивам медоносов, пчеловоды не только увеличивают медосбор, но одновременно содействуют повышению урожайности этих культур вследствие опыления их пчелами.
Летом в жаркую погоду при перевозках полностью нарушаются естественные условия жизни пчел, что приводит к их потере, гибели расплода, маток, а часто и всей семьи. Для сохранения пчел в период кочевки необходимо соблюдать правила перевозки. Гнезда сильных семей, в первую очередь, нужно обеспечить хорошей вентиляцией и провести специальную подготовку:
- снять верхнее утепление, убрать все рамки с большим количеством меда, залитые свежепринесенным нектаром и недостроенной вощиной, а на их место поставить пустые соторамки;
- гнездо полностью укомплектовать рамками, а сверху поставить магазинную надставку, закрытую кочевой сеткой или редкой мешковиной;
- прочно соединить все части улья скрепами, а гнездовые рамки временными или постоянными разделителями, препятствующими их передвижению по внутренним фальцам улья и раскачиванию при движении по неровной дороге. Перед возвращением с кочевки из гнезд также надо обязательно убрать все полномедные и свежеотстроенные соторамки, а вместо них поставить рамки с сушью.
Перевозить пчел на автомашинах можно в любое время суток, за исключением очень жарких дней. На платформу автомашины ульи грузят в два-три яруса, рамками поперек пути. Если крыши ульев двускатные, то их снимают и укладывают отдельно. Ульи ставят вплотную друг к другу и крепко увязывают веревками. При установке ульев в три яруса борта машины наращивают решетками из тонких досок.
По ровному асфальтированному шоссе машина, нагруженная ульями с пчелами, может идти с обычной скоростью, но если дорога неровная, то ехать надо медленно, объезжая ухабы.
Чтобы не возникало конфликтных ситуаций в дороге и на кочевой точке, нужно правильно оформить документы: путевой лист, ветеринарно-санитарный паспорт пасеки с данными об отсутствии карантинных болезней пчел, а при перевозке пчел за пределы своего района и ветеринарное свидетельство (форма №1), также согласовать размещение пасек с собственниками полей (в случае размещения пасеки на них).
По прибытии на место ульи устанавливают на заранее подготовленные места и, выждав, когда семьи немного успокоятся, открывают летки для облета пчел. Вечером, когда лёт прекратится, из ульев удаляют приспособления, связанные с перевозкой.