В нашем городе побывал человек-театр, актер, в корне меняющий отношение публики к актерству, режиссер, стирающий грани между зрителем и тем, что происходит на сцене.
Сегодня Олег Жуковский одновременно художественный руководитель, актер и режиссер новосибирского театра La Pushkin, который не так давно взяла под свое крыло мэрия сибирского города-миллионника.
Приехал он затем, чтобы познакомиться с Барнаулом. Ведь о его творчестве больше наслышаны в Европе, где он долгое время выступал в составе легендарного театра Derevo. Там же он позже создал свой собственный театр La Pushkin, с которым бывал сначала в центральной части нашей страны, а потом перебрался на родину, в Новосибирск. В итоге оказалось, что здесь, в родной Сибири, о нем практически ничего не знают. И вот за последние несколько лет в театральной жизни большого Новосибирска ему удалось сделать чуть ли не революцию. В итоге, как говорит сам Олег Жуковский, к нему пошли даже люди, которые по тем или иным причинам перестали ходить в репертуарный театр. И теперь в небольшую деревянную постройку в одном из парков Новосибирска, где базируется La Pushkin, попасть не так просто.
Непокорный слугаДля знакомства с барнаульской публикой было выбрано арт-пространство «Спичка» – площадка необычная, видавшая немало театральных экспериментов. Однако ее размер и лаконично оформленное пространство (вместо кресел скамейки, а вместо автоматического занавеса лишь условно разделяющая зал кулиса) оказались Олегу Жуковскому наиболее близки – уж очень напомнили ему родные театральные стены.
- Все, что вы сегодня увидите, примите с открытым сердцем, – раздалось из-за кулис перед началом спектакля в полной темноте. – Первый ваш порыв выйти из зала тут же гасите. Только в финале вы поймете, зачем все это видели и отблагодарите провидение за то, что это с вами произошло. К некоторым это понимание будет приходить всю следующую неделю…
Именно так начался спектакль театра La Pushkin «Люби меня», в котором собраны истории, разыгранные между мужьями и женами. В центре отношений – пельмени, которые являются то символом заботы и нежности по отношению к партнеру, а то настоящим яблоком раздора.
Постановка эта – сплошная импровизация, в которой направление актерской мысли порой задавала публика. Вот один из зрителей опоздал на спектакль. И пока он направлялся к своему месту, стал невольным участником действа. А тот, у кого во время спектакля предательски зазвонил телефон, теперь, вероятно, будет переводить его в беззвучный режим еще на пороге театра – Олег Жуковский, видя, как человек нервно пытается отключить трубку, спокойно взял ее и поговорил…
Звучало со сцены немало и барнаульских топонимов – их по ходу действия подсказывали актеру прямо из зала. Произносил их так, словно давал понять: истории, разыгранные на сцене, вечны и универсальны. Не случайно еще в самом начале Олег Жуковский представился:
«Ваш непокорный слуга», а объявляя спектакль, выдал: «За ваше психофизическое состояние администрация театра ответственности не несет! Отстегните ваши ремни безопасности!».
Вспыхнуло чувствоТо, что делает Жуковский, не похоже ни на что. Хотя, может, и можно уловить в его спектаклях нечто от театра Вячеслава Полунина, от европейских уличных театральных традиций. Вот Олег Жуковский танцует. И хореографическая техника вдруг становится делом десятым, делает он это настолько нежно, трогательно, тонко, что всем сразу становится понятно – речь в спектакле пойдет о любви. И что она выше всех актерских реплик и диалогов. А вот он поет. Пусть не всегда попадая в ноты, но от его песни почему-то мурашки по коже и хочется плакать.
Помимо Олега Жуковского, в спектакле участвуют еще две актрисы – Аврора Жуковская (по совместительству жена и одна из тех женщин, которым режиссер посвятил этот спектакль) и Елена Кузнецова (когда-то вместо нее в этом спектакле на московской сцене играла Ольга Арефьева – известный музыкант, поэтесса, лидер группы «Ковчег»). Они, как правило, задействованы в промежуточных сценах, где Жуковскому требуется сменить образ. Это что-то вроде музыкальных вставок, во время которых звучат песни «Калинова моста», «Умки», «Гражданской обороны», Нино Катамадзе, Алины Орловой, Вероники Долиной… Все к месту и все о любви.
А в какой-то момент Олег Жуковский, рассказывая историю про мужа-поэта, вдруг начинает читать собственные стихи. И только что умирающий от смеха зал вдруг замирает в оцепенении. «Как это у него получается? – говорит сидящая по соседству женщина. – Я ж не плакала тысячу лет!».
А в конце действия в зал полетели яблоки, которые актеры разбросали по сцене еще в самом начале. И эти яблоки все старались поймать, чтобы унести с собой хоть такую частичку удивительного спектакля. Это потом публика кинулась подсчитывать, сколько персонажей смог примерить на себя Олег, – полсотни, а может, и больше. А это мужья и жены – капризные, деловые, скупые, ревнивые, творческие, понимающие, враждующие…
СПРАВКА «ВЕЧЕРНЕГО БАРНАУЛА»Олег Жуковский – актер, режиссер, хореограф, выпускник РУТИ-ГИТИС. Он был учеником известного питерского режиссера Андрея Могучего, состоял в труппе «Формального театра», входил в состав театра Derevo, десятки лет гастролировал по Европе, создал свой авторский театр La Pushkin, преподавал актерское мастерство в европейских вузах и театрах… В 2014 году вернулся в Новосибирск.
Фото с сайта театра La Pushkin.
Автор: Наталья Катренко