Новые стандарты: опыт внедрения

Фото: www.akipkro.ru

С 1 сентября 2012 года все образовательные учреждения края начали обучение первоклассников по новым ФГОСам, в конце учебного года мы подводим промежуточные итоги, изучаем, что же изменилось в школах, каких результатов удалось достичь, с какими сложностями столкнулись педагоги. Сегодня о результатах работы сайту АКИПКРО рассказал директор Лобанихинская малокомплектной школы Новичихинского района Валентина Барсукова.

- Валентина Васильевна, расскажите, какая работа по внедрению ФГОС ведется в Вашем учреждении.

В.В.: Главный акцент в своей деятельности МБОУ «Лобанихинская СОШ» делает на учет индивидуальных особенностей каждого ребенка . Образовательный процесс, технологии обучения подбираются так, чтобы каждый ученик в силу своих возможностей был вовлечен в активную учебную деятельность, чтобы чувствовал себя в школе комфортно. При составлении  ООП НОО школы мы опирались на следующие идеи, которые позволяют раскрыть сущность основных направлений  развития нашей  школы:

  1. Идея обновления образовательного процесса, посредством модернизации основных компонентов  образовательной практики (содержания, условий, технологий).
  2. Идея построения школы  как открытого информационного пространства .
  3. Идея личностного роста всех субъектов образовательного процесса.
  4. Идея построения здоровьесберегающей среды в школе.
  5. Идея социального сопровождения.

В соответствии с требованиями ФГОС НОО сделан акцент на три вида результатов освоения основных общеобразовательных программ: личностные, метапредметные и предметные. То есть, в школе создаются все условия для формирования  универсальных учебных действий, составляющих основу умения учиться. Ребенок учится не только читать, считать и писать, но и получает навыки решения творческих задач, навыки поиска, анализа и интерпретации информации. В ходе образовательного процесса создаются условия для формирования у детей мотивации к обучению, оказание помощи им в самоорганизации и саморазвитии. Образовательная программа обеспечивает формирование у обучающихся умения ориентироваться в больших объемах информации, активно использовать средства информационных и коммуникационных технологий.

В основу программы положен системно-деятельностный подход в обучении с применением инновационных технологий т.к. собственная учебная деятельность школьников - важная составляющая системно - деятельностного подхода. Его можно выразить формулой «деятельность-личность», т.е. «какова деятельность, такова и личность», и «вне деятельности нет личности». Учебная деятельность становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств. Фиксирование результатов учебной и внеучебной деятельности  в « Портфеле  достижени» .

- Как в школе организована внеурочная деятельность?

В.В.: Внеурочная деятельность в 1 классе   организована так, чтобы обеспечивался баланс между двигательно - активными и статическими занятиями . Форма их проведения полностью отличается от урочной системы обучения, представлена следующими направлениями:    

  • духовно-нравственное,
  • спортивно-оздоровительное,
  • социальное
  • общекультурное
  • Внеурочная деятельность тесно связана с основным образованием и является его логическим продолжением и неотъемлемой частью системы обучения, созданной в школе.

    - Какого ученика вы видите по окончании начальной школы. Какими качествами и умениями он обладает?

    В.В.: Это ученик, обладающий исследовательским интересом, коммуникативностью, ответственностью, навыками самоорганизации и здорового образа жизни.

    Опыт первого года работы по ООП НОО позволил нашей школе сделать вывод, что учебные достижения первоклассников зависят от построения работы учителя по формированию универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая  организацию  усвоения, то есть умения учиться.

    - Каким образом в Вашей школе ведется диагностика образовательных достижений первоклашек?

    В.В.: В начале учебного года в первом классе была проведена стартовая диагностика, имеющая целью определить основные проблемы, характерные для большинства обучающихся, и в соответствии с ними, была спланирована система работы по обеспечению личностных и метапредметных результатов. В ней четко прослеживалась целостная работа по формированию УУД через предметные линии развития, внеучебную деятельность, применение проектной технологии, технологии продуктивного чтения, групповой работы, работы в парах.

    Был изучен необходимый уровень достижения личностных результатов для первоклассников, типовые задания, нацеленные на личностные результаты, были спланированы изменения в построении учебного процесса, использовании инновационных технологий.

    Кроме этого, для подведения итогов за первое полугодие была разработана диагностическая карта успешности образовательных результатов уч-ся 1 класса с приложением листа в виде рисунка со снеговиками. За месяц до выполнения контрольных заданий каждый ребенок получил образовательную карту для самооценки, приложение с    условными обозначениями:

  • Жёлтый – «У меня получилось!»
  • Зелёный – «Внимательным надо быть!»
  • Красный – «Надо стараться!»
  • После выполнения контрольных заданий дети постепенно раскрашивали своих снеговиков и делали соответствующие выводы. Новогодний праздник все встречали с прекрасным настроением.

    Важно отметить такое регулятивное универсальное учебное действие как  рефлексия. Рефлексия учащимися своих действий предполагает осознание ими всех компонентов учебной деятельности. Она являлась неотъемлемой частью  всех уроков в 1 классе. Для оценивания своей работы на уроке дети использовали так называемые карточки «флажки» и смайлики.

    Показатели, по которым определялись новые образовательные результаты:

  • личностные (готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, личностные качества и др.);
  • метапредметные(умение учиться, универсальные способы учебных действий);
  • предметные (универсальные способы действий, преломляемые через специфику предмета, система базовых или опорных знаний, индивидуальный прогресс в отдельных направлениях)
  • В конце I полугодия в 1 классе с целью выявления личностного развития первоклассника были проведены проверочные работы, составленные с использованием технологии дифференцированного обучения,  задания которых представили учащимся   пространство для самостоятельного выбора заданий и определения деятельности адекватно уровню своей подготовленности.   

    Кроме того, для отслеживания качества обучения первоклассниками отдельных предметов (русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир), использовался  м ониторинг , при создании которого учитель исходил  из Требований к результатам освоения основных образовательных программ, где основное внимание уделяется  личностным, метапредметным и предметным результатам.  Методика отслеживания ( и нструментарий ):        

  • уровень знания по предмету,
  • личные наблюдения учителя,
  • контрольные срезы,
  • тесты,
  • портфель достижений ученика,
  • метод проектов.
  • Процесс усвоения знаний учащимися - индивидуальный, поэтому учитель использует различные формы диагностики, контролирующие работу на уроке, которые учитывают уровни обучаемости и обученности каждого ученика класса.

    - Валентина Васильевна, спасибо.

     
    По теме
    23 октября 2018 г. в АГГПУ им. В.М. Шукшина состоится IV молодежный реабилитационный образовательный форум инвалидов по зрению Алтайского края «Вместе к успеху».
    20.10.2018
    Экскурсия в Алтайский фонд развития малого и среднего предпринимательства для участников проектировочного семинара - АлтГПУ В рамках проектировочного семинара состоялась деловая образовательная экскурсия в Алтайский фонд развития малого и среднего предпринимательства.
    20.10.2018
    Лукашенко предложил отправлять студентов в армию на время каникул - ИА Амител После первого месяца студенты могут получить начальную военную подготовку Фото: delavill.com Президент Белоруссии Александр Лукашенко предложил новый способ бороться с выпускниками вузов, которые уклоняются от армии,
    19.10.2018
     
    В разделе Центра повышения квалификации и переподготовки добавилась информация о возможности пройти профессиональную переподготовку и курсы повышения квалификации:
    19.10.2018
    Опорный Алтайский государственный университет уже второй раз отмечен в числе 100 лучших вузов во всемирно признанном рейтинге вузов QS-BRICS 2019 британской компании Quacquarelli Symonds.
    19.10.2018
     
    Участники конференции из БПОУ Омский региональный многопрофильный колледж на пленарном заседании.JPG - Управление по образованию Накануне на базе Алтайской академии гостеприимства состоялась III Международная научно-практическая конференция «Формирование и развитие предпринимательских компетенций молодежи».
    19.10.2018
    «Шукшин – это имя, которое нужно нести» - АГИК Студенты 2 курса кафедры менеджмента информационных ресурсов очной формы обучения ФИРиД побывали на презентации биобиблиографического указателя «В.М.
    19.10.2018
    Экскурсия в Алтайский фонд развития малого и среднего предпринимательства для участников проектировочного семинара - АлтГПУ В рамках проектировочного семинара состоялась деловая образовательная экскурсия в Алтайский фонд развития малого и среднего предпринимательства.
    20.10.2018 АлтГПУ
    23 октября 2018 г. в АГГПУ им. В.М. Шукшина состоится IV молодежный реабилитационный образовательный форум инвалидов по зрению Алтайского края «Вместе к успеху».
    20.10.2018 АГАО имени В.М. Шукшина
    В субботу Алтайский государственный университет совместно с Министерством образования и науки Алтайского края и администрацией Барнаула запустил образовательный проект «Университетский экспресс».
    17.10.2018 Вечерний Барнаул
    10 октября в Троицкой школе №2 произошел инцидент, который возмущенные родители учеников приравняли к террористическому акту.
    13.10.2018 Газета На земле троицкой
    По данным 31 ПЧ, на территории района за летние месяцы и сентябрь произошло 13 возгораний (за тот же период прошлого года – 14), в том числе:
    13.10.2018 Газета На земле троицкой
    14 октября Кытмановский район принимал участников краевого ретро-фестиваля «Пусть сердце будет вечно молодым».
    20.10.2018 Газета На земле троицкой
    Кокорин и Мамаев заработали 10,5 млн рублей за время пребывания в тюрьме - ИА Амител Ежегодная зарплата Кокорина по контракту без учета бонусов и штрафов составляет 252 млн рублей Фото: m.sport-express.ru Нападающий "Зенита" Александр Кокорин и полузащитник "Краснодара" Павел Мамаев ,
    20.10.2018 ИА Амител
    Глава UFC посчитал Макгрегора недостойным реванша с Нурмагомедовым - ИА Амител Ранее Хабиб Нурмагомедов вызвал на бой американского боксера Флойда Мэйвезера Фото: extra.ie Российский боец и чемпион организации UFC в легком весе Хабиб Нурмагомедов должен провести поединок с  Тони Фергюсононом .
    20.10.2018 ИА Амител
    20 и 21 октября в Одинцово состоятся очередные игры нового сезона чемпионата России по волейболу среди мужских команд высшей лиги «А» .
    20.10.2018 Администрация Алтайского края
    Барнаульские хоккеисты в стартовых матчах первенства ВХЛ сначала обменялись победами с курганским «Юниором», а затем дважды разгромили «Южный Урал – Металлург» из Орска.
    17.10.2018 Вечерний Барнаул
    На базе Новичихинской детско-юношеской спортивной школы прошел муниципальный этап летнего фестиваля Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО.
    17.10.2018 Газета Сельчанка
    Председатель АКЗС Александр Романенко и Губернатор Алтайского края Виктор Томенко поздравили работников дорожной отрасли региона с профессиональным праздником - Законодательное Собрание Уважаемые работники и ветераны дорожной отрасли Алтайского края! Поздравляем вас с профессиональным праздником!
    21.10.2018 Законодательное Собрание
    AV7J1749.jpg - Управление промышленности Делегация Алтайского края во главе с Губернатором Виктором Томенко участвует в Первом Форуме межрегионального сотрудничества России и Узбекистана.
    19.10.2018 Управление промышленности
    С 8 по 14 октября специалисты зарегистрировали острые респираторные вирусные инфекции у  16,5 тысячи жителей Алтайского края .
    20.10.2018 Администрация Алтайского края
    15 и 16 октября 2018 года специалисты Управления Россельхознадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай совместно с сотрудниками Южно-Сибирского межрегионального Управления государственного автодорожного надзора Федерал
    19.10.2018 Россельхознадзор