С 1 сентября 2012 года все образовательные учреждения края начали обучение первоклассников по новым ФГОСам, в конце учебного года мы подводим промежуточные итоги, изучаем, что же изменилось в школах, каких результатов удалось достичь, с какими сложностями столкнулись педагоги. Сегодня о результатах работы сайту АКИПКРО рассказал директор Лобанихинская малокомплектной школы Новичихинского района Валентина Барсукова.
- Валентина Васильевна, расскажите, какая работа по внедрению ФГОС ведется в Вашем учреждении.
В.В.: Главный акцент в своей деятельности МБОУ «Лобанихинская СОШ» делает на учет индивидуальных особенностей каждого ребенка . Образовательный процесс, технологии обучения подбираются так, чтобы каждый ученик в силу своих возможностей был вовлечен в активную учебную деятельность, чтобы чувствовал себя в школе комфортно. При составлении ООП НОО школы мы опирались на следующие идеи, которые позволяют раскрыть сущность основных направлений развития нашей школы:
- Идея обновления образовательного процесса, посредством модернизации основных компонентов образовательной практики (содержания, условий, технологий).
- Идея построения школы как открытого информационного пространства .
- Идея личностного роста всех субъектов образовательного процесса.
- Идея построения здоровьесберегающей среды в школе.
- Идея социального сопровождения.
В соответствии с требованиями ФГОС НОО сделан акцент на три вида результатов освоения основных общеобразовательных программ: личностные, метапредметные и предметные. То есть, в школе создаются все условия для формирования универсальных учебных действий, составляющих основу умения учиться. Ребенок учится не только читать, считать и писать, но и получает навыки решения творческих задач, навыки поиска, анализа и интерпретации информации. В ходе образовательного процесса создаются условия для формирования у детей мотивации к обучению, оказание помощи им в самоорганизации и саморазвитии. Образовательная программа обеспечивает формирование у обучающихся умения ориентироваться в больших объемах информации, активно использовать средства информационных и коммуникационных технологий.
В основу программы положен системно-деятельностный подход в обучении с применением инновационных технологий т.к. собственная учебная деятельность школьников - важная составляющая системно - деятельностного подхода. Его можно выразить формулой «деятельность-личность», т.е. «какова деятельность, такова и личность», и «вне деятельности нет личности». Учебная деятельность становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств. Фиксирование результатов учебной и внеучебной деятельности в « Портфеле достижени» .
- Как в школе организована внеурочная деятельность?
В.В.: Внеурочная деятельность в 1 классе организована так, чтобы обеспечивался баланс между двигательно - активными и статическими занятиями . Форма их проведения полностью отличается от урочной системы обучения, представлена следующими направлениями:
Внеурочная деятельность тесно связана с основным образованием и является его логическим продолжением и неотъемлемой частью системы обучения, созданной в школе.
- Какого ученика вы видите по окончании начальной школы. Какими качествами и умениями он обладает?
В.В.: Это ученик, обладающий исследовательским интересом, коммуникативностью, ответственностью, навыками самоорганизации и здорового образа жизни.
Опыт первого года работы по ООП НОО позволил нашей школе сделать вывод, что учебные достижения первоклассников зависят от построения работы учителя по формированию универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.
- Каким образом в Вашей школе ведется диагностика образовательных достижений первоклашек?
В.В.: В начале учебного года в первом классе была проведена стартовая диагностика, имеющая целью определить основные проблемы, характерные для большинства обучающихся, и в соответствии с ними, была спланирована система работы по обеспечению личностных и метапредметных результатов. В ней четко прослеживалась целостная работа по формированию УУД через предметные линии развития, внеучебную деятельность, применение проектной технологии, технологии продуктивного чтения, групповой работы, работы в парах.
Был изучен необходимый уровень достижения личностных результатов для первоклассников, типовые задания, нацеленные на личностные результаты, были спланированы изменения в построении учебного процесса, использовании инновационных технологий.
Кроме этого, для подведения итогов за первое полугодие была разработана диагностическая карта успешности образовательных результатов уч-ся 1 класса с приложением листа в виде рисунка со снеговиками. За месяц до выполнения контрольных заданий каждый ребенок получил образовательную карту для самооценки, приложение с условными обозначениями:
После выполнения контрольных заданий дети постепенно раскрашивали своих снеговиков и делали соответствующие выводы. Новогодний праздник все встречали с прекрасным настроением.
Важно отметить такое регулятивное универсальное учебное действие как рефлексия. Рефлексия учащимися своих действий предполагает осознание ими всех компонентов учебной деятельности. Она являлась неотъемлемой частью всех уроков в 1 классе. Для оценивания своей работы на уроке дети использовали так называемые карточки «флажки» и смайлики.
Показатели, по которым определялись новые образовательные результаты:
В конце I полугодия в 1 классе с целью выявления личностного развития первоклассника были проведены проверочные работы, составленные с использованием технологии дифференцированного обучения, задания которых представили учащимся пространство для самостоятельного выбора заданий и определения деятельности адекватно уровню своей подготовленности.
Кроме того, для отслеживания качества обучения первоклассниками отдельных предметов (русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир), использовался м ониторинг , при создании которого учитель исходил из Требований к результатам освоения основных образовательных программ, где основное внимание уделяется личностным, метапредметным и предметным результатам. Методика отслеживания ( и нструментарий ):
Процесс усвоения знаний учащимися - индивидуальный, поэтому учитель использует различные формы диагностики, контролирующие работу на уроке, которые учитывают уровни обучаемости и обученности каждого ученика класса.
- Валентина Васильевна, спасибо.