Новые стандарты: опыт внедрения

Фото: www.akipkro.ru

С 1 сентября 2012 года все образовательные учреждения края начали обучение первоклассников по новым ФГОСам, в конце учебного года мы подводим промежуточные итоги, изучаем, что же изменилось в школах, каких результатов удалось достичь, с какими сложностями столкнулись педагоги. Сегодня о результатах работы сайту АКИПКРО рассказал директор Лобанихинская малокомплектной школы Новичихинского района Валентина Барсукова.

- Валентина Васильевна, расскажите, какая работа по внедрению ФГОС ведется в Вашем учреждении.

В.В.: Главный акцент в своей деятельности МБОУ «Лобанихинская СОШ» делает на учет индивидуальных особенностей каждого ребенка . Образовательный процесс, технологии обучения подбираются так, чтобы каждый ученик в силу своих возможностей был вовлечен в активную учебную деятельность, чтобы чувствовал себя в школе комфортно. При составлении  ООП НОО школы мы опирались на следующие идеи, которые позволяют раскрыть сущность основных направлений  развития нашей  школы:

  1. Идея обновления образовательного процесса, посредством модернизации основных компонентов  образовательной практики (содержания, условий, технологий).
  2. Идея построения школы  как открытого информационного пространства .
  3. Идея личностного роста всех субъектов образовательного процесса.
  4. Идея построения здоровьесберегающей среды в школе.
  5. Идея социального сопровождения.

В соответствии с требованиями ФГОС НОО сделан акцент на три вида результатов освоения основных общеобразовательных программ: личностные, метапредметные и предметные. То есть, в школе создаются все условия для формирования  универсальных учебных действий, составляющих основу умения учиться. Ребенок учится не только читать, считать и писать, но и получает навыки решения творческих задач, навыки поиска, анализа и интерпретации информации. В ходе образовательного процесса создаются условия для формирования у детей мотивации к обучению, оказание помощи им в самоорганизации и саморазвитии. Образовательная программа обеспечивает формирование у обучающихся умения ориентироваться в больших объемах информации, активно использовать средства информационных и коммуникационных технологий.

В основу программы положен системно-деятельностный подход в обучении с применением инновационных технологий т.к. собственная учебная деятельность школьников - важная составляющая системно - деятельностного подхода. Его можно выразить формулой «деятельность-личность», т.е. «какова деятельность, такова и личность», и «вне деятельности нет личности». Учебная деятельность становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств. Фиксирование результатов учебной и внеучебной деятельности  в « Портфеле  достижени» .

- Как в школе организована внеурочная деятельность?

В.В.: Внеурочная деятельность в 1 классе   организована так, чтобы обеспечивался баланс между двигательно - активными и статическими занятиями . Форма их проведения полностью отличается от урочной системы обучения, представлена следующими направлениями:    

  • духовно-нравственное,
  • спортивно-оздоровительное,
  • социальное
  • общекультурное
  • Внеурочная деятельность тесно связана с основным образованием и является его логическим продолжением и неотъемлемой частью системы обучения, созданной в школе.

    - Какого ученика вы видите по окончании начальной школы. Какими качествами и умениями он обладает?

    В.В.: Это ученик, обладающий исследовательским интересом, коммуникативностью, ответственностью, навыками самоорганизации и здорового образа жизни.

    Опыт первого года работы по ООП НОО позволил нашей школе сделать вывод, что учебные достижения первоклассников зависят от построения работы учителя по формированию универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая  организацию  усвоения, то есть умения учиться.

    - Каким образом в Вашей школе ведется диагностика образовательных достижений первоклашек?

    В.В.: В начале учебного года в первом классе была проведена стартовая диагностика, имеющая целью определить основные проблемы, характерные для большинства обучающихся, и в соответствии с ними, была спланирована система работы по обеспечению личностных и метапредметных результатов. В ней четко прослеживалась целостная работа по формированию УУД через предметные линии развития, внеучебную деятельность, применение проектной технологии, технологии продуктивного чтения, групповой работы, работы в парах.

    Был изучен необходимый уровень достижения личностных результатов для первоклассников, типовые задания, нацеленные на личностные результаты, были спланированы изменения в построении учебного процесса, использовании инновационных технологий.

    Кроме этого, для подведения итогов за первое полугодие была разработана диагностическая карта успешности образовательных результатов уч-ся 1 класса с приложением листа в виде рисунка со снеговиками. За месяц до выполнения контрольных заданий каждый ребенок получил образовательную карту для самооценки, приложение с    условными обозначениями:

  • Жёлтый – «У меня получилось!»
  • Зелёный – «Внимательным надо быть!»
  • Красный – «Надо стараться!»
  • После выполнения контрольных заданий дети постепенно раскрашивали своих снеговиков и делали соответствующие выводы. Новогодний праздник все встречали с прекрасным настроением.

    Важно отметить такое регулятивное универсальное учебное действие как  рефлексия. Рефлексия учащимися своих действий предполагает осознание ими всех компонентов учебной деятельности. Она являлась неотъемлемой частью  всех уроков в 1 классе. Для оценивания своей работы на уроке дети использовали так называемые карточки «флажки» и смайлики.

    Показатели, по которым определялись новые образовательные результаты:

  • личностные (готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, личностные качества и др.);
  • метапредметные(умение учиться, универсальные способы учебных действий);
  • предметные (универсальные способы действий, преломляемые через специфику предмета, система базовых или опорных знаний, индивидуальный прогресс в отдельных направлениях)
  • В конце I полугодия в 1 классе с целью выявления личностного развития первоклассника были проведены проверочные работы, составленные с использованием технологии дифференцированного обучения,  задания которых представили учащимся   пространство для самостоятельного выбора заданий и определения деятельности адекватно уровню своей подготовленности.   

    Кроме того, для отслеживания качества обучения первоклассниками отдельных предметов (русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир), использовался  м ониторинг , при создании которого учитель исходил  из Требований к результатам освоения основных образовательных программ, где основное внимание уделяется  личностным, метапредметным и предметным результатам.  Методика отслеживания ( и нструментарий ):        

  • уровень знания по предмету,
  • личные наблюдения учителя,
  • контрольные срезы,
  • тесты,
  • портфель достижений ученика,
  • метод проектов.
  • Процесс усвоения знаний учащимися - индивидуальный, поэтому учитель использует различные формы диагностики, контролирующие работу на уроке, которые учитывают уровни обучаемости и обученности каждого ученика класса.

    - Валентина Васильевна, спасибо.

     
    По теме
    17 мая стартовал первый краевой фестиваль казачьей традиционной культуры  «Казачество на Алтае» - НовостиАлтая.рф Стартовал первый краевой фестиваль казачьей традиционной культуры  «Казачество на Алтае» В четверг на базе Алтайского промышленно-экономического колледжа прошел краевой фестиваль казачьей традиционной культуры “Казаче
    21.05.2018
    В Барнауле подвели итоги второго регионального фестиваля дошкольного детского творчества «Дюймовочка» - Администрация г.Барнаул В минувшую субботу, 19 мая, в Доме культуры «Октябрьский» (бульвар 9 Января, 99) провели гала-концерт победителей и подвели итоги второго регионального фестиваля дошкольного детского творчества «Дюймовочка»,
    21.05.2018
     
    IMG_6524.JPG - Управление по образованию Накануне на базе Алтайского архитектурно-строительного колледжа прошёл краевой слёт военно-патриотических и военно-спортивных клубов профессиональных образовательных организаций «Память сердца»,
    21.05.2018
    Шехтман в Сириусе.jpg - Управление культуры Глава региона Александр Карлин  подписал распоряжение о назначении именных стипендий Губернатора Алтайского края обучающимся и педагогическим работникам образовательных организаций в области искусств в 2018-2019 учебном году.
    21.05.2018
     
    ВОЛОНТЕРЫ – ДЕТЯМ! - АГАО имени В.М. Шукшина 17 мая 2018 г. студенческий педагогический отряд «Земляки» и студенты психолого-педагогического факультета навестили детей, эвакуированных из подтопленных территорий Краснощековского, Тальменского,
    21.05.2018
    DSC_0297 - АлтГУ На факультете социологии продолжается неделя научных новинок. Вслед за «100 к 1» факультет организовал состоявшиеся 18–19 мая Растовские чтения «Современные вызовы региональному социуму:
    21.05.2018 АлтГУ
    Уже много лет накануне Дня Победы в Куличье к памятнику Неизвестному солдату приезжают барнаульские школьники.
    21.05.2018 Газета На земле троицкой
    Фото: Аварком Бийск «Все ДТП Бийска», https://vk.com/incident_22. - Бийский рабочий Серьезное дорожно-транспортное происшествие произошло вчера, 20 мая, вечером на автодороге в районе Бийского олеумного завода (недалеко от остановки общественного транспорта «Горная»).
    21.05.2018 Бийский рабочий
    Убийство многодетной матери на Кубани: что случилось и накажут ли виновных - ИА Амител Задержаны два подозреваемых, но жители боятся, что виновные уйдут от ответственности Страшное преступление произошло 13 мая в поселке Псебай Краснодарского края: 40-летняя женщина была зверски изуродована и убита.
    21.05.2018 ИА Амител
    Мошенники под личиной врачей-косметологов обманывают барнаульцев - ИА Амител Полиция устанавливает личности злоумышленников Фото: cheboksary.ru Личности мошенников, которые под видом врачей-косметологов обманывают барнаульцев, устанавливают полицейские в краевой столице.
    21.05.2018 ИА Амител
    Неблагоприятные погодные условия и штормовой ветер стали причиной того, что дорогу от Бийска до поселка Сорокино (на том участке, где она проходит через лес) перегородила большая упавшая сосна,
    19.05.2018 Бийский рабочий
    План мероприятий с 21 по 27 мая - Управление культуры, спорта и молодежной политики г. Рубцовска 21.05-14.00 «Хвала рукам, что пахнут хлебом» - концертная программа проекта «Земля целинная» (0+) открытая площадка АО «Мельник»* 21.05 – 12.00 «Азбука мастерства» - кружок творчества (0+) Спецбиблиотека* 23.05-10.
    21.05.2018 Управление культуры, спорта и молодежной политики г. Рубцовска
    В Барнауле провели первенство по мини-футболу на призы клуба «Кожаный мяч» - Администрация г.Барнаул Первенство, организованное комитетом по делам молодежи, культуре, физической культуре и спорту администрации Октябрьского района города Барнаула, провели с 17 по 19 мая текущего года на спортивной площадке гимназии №45 (ул.
    21.05.2018 Администрация г.Барнаул
    Воспитанники заслуженного тренера России Елены Соколовой Роман Жданов, Егор Ефросинин и Анна Калентеева стали чемпионами России по плаванию среди спортсменов с поражением опорно-двигательного аппарата.
    18.05.2018 Бийский рабочий
    Подведены итоги ежегодного конкурса на получение стипендии  депутата Государственной Думы, руководителя регионального отделения партии «Справедливая Россия» Александра Терентьева.
    18.05.2018 Газета Новое время
    Фото: ER.RU - Единая Россия Фото: ER.RU В рамках расширенного заседания Высшего и Генерального советов Партии пройдут внутрипартийные дискуссии на трех тематических площадках На партийной конференции «Направление 2026»,
    21.05.2018 Единая Россия
    21 мая в 15 часов 30 минут в городе Барнауле на Правобережном тракте, № 31, произошло дорожно-транспортное происшествие – столкновение транспортных средств, автомобиля «Тойота Рав 4», под управлением водителя - молодого человека,
    21.05.2018 ГУ МВД по Алтайскому краю
    В Бийском городском дворце культуры 17 мая состоялось торжественное подведение итогов отопительного сезона, приуроченное годовщине основания главного энергетического предприятия второго по величине города Алтайского края.
    21.05.2018 Управление по промышленности
    Специалисты Управления федеральных дорог «Алтай» Федерального дорожного агентства оценили выполнение капитального ремонта трассы Р-256 «Чуйский тракт» , в Зональном районе Алтайского края.
    21.05.2018 Минстройтранс