Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю проанализированы и обобщены типичные нарушения, допускаемые некоммерческим организациями при представлении документов для государственной регистрации.
Как правило, некоммерческими организациями в уставах, а также при оформлении документов, допускаются следующие ошибки (нарушения):
1. Статьями 65.3, 123.7, 123.10, 123.19, 123.25 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский кодекс), а также статьей 29 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон о некоммерческих организациях) определен порядок управления некоммерческой организацией и перечень вопросов, входящих в исключительную компетенцию ее высшего органа управления. На основании пункта 2 статьи 65.3 Гражданского кодекса законом и учредительным документом некоммерческой организации к исключительной компетенции может быть отнесено решение иных вопросов, т.е. компетенция высшего органа управления может быть расширена , но не сокращена .
В нарушение данной нормы к компетенции высшего органа управления некоммерческих организаций обязательные в соответствии с Гражданским кодексом и Законом о некоммерческих организациях вопросы либо не отнесены, либо отнесены не полностью, либо отнесены к компетенции иных органов управления некоммерческой организацией.
2. На основании пункта 1 статьи 24 Закона о некоммерческих организациях некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами.
Пунктом 2 указанной статьи определено, что некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в их учредительных документах. Таким образом, осуществление некоммерческой организацией деятельности, не указанной в ее уставе , противоречит Закону о некоммерческих организациях.
В нарушение данной нормы уставы некоммерческих организаций содержат положения, предусматривающие право осуществления иной (любой, другой) деятельности без указания видов такой деятельности.
3. Параграфами 6, 7 Гражданского кодекса определены общие требования и особенности деятельности конкретных организационно-правовых форм некоммерческих корпоративных организаций (общественные организации, ассоциации и союзы, казачьи общества, общины коренных малочисленных народов) и некоммерческих унитарных организаций (автономные некоммерческие организации, фонды, учреждения, религиозные организации).
Однако зачастую некоммерческими организациями требования, установленные для конкретных организационно-правовых форм , не соблюдаются, особенности их правового положения в уставах не учитываются. Особенно часто не соблюдаются нормы, установленные законодательством для фондов и автономных некоммерческих организаций.
4. Статьей 123.5 Гражданского кодекса и ст. 18 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединение» установлено, что количество учредителей общественной организации не может быть менее трех. При этом, при уже на собрании учредителей должны быть сформированы руководящие и контрольные органы, предусмотренные законом и уставом.
При формировании вышеуказанных органов должны соблюдаться следующие требования:
- в руководящие и контрольно-ревизионный органы вправе избираться только члены общественной организации;
- лица, избранные в состав контрольно-ревизионного органа, не могут входить в состав постоянно действующего руководящего и исполнительных органов общественной организации, поскольку проверка финансово- хозяйственной деятельности общественной организации должна проводится лицом, не заинтересованным в ее результатах.
Однако, на учредительном собрании общественные организации зачастую включают в состав постоянно действующих руководящих органов и контрольно-ревизионных органов одних и тех лиц.
5. Статьей 181.2 Гражданского кодекса регламентирован порядок принятия решения собраний, в т.ч. порядок оформления данных решений. Решение собрания, оформленное с существенным нарушением правил составления протокола, в том числе правил о письменной форме протокола , может быть признано судом недействительным.
Однако некоммерческими организациями требования вышеназванной статьи нередко нарушаются: в протоколах отсутствуют сведения о лицах, проводивших подсчет голосов, сведения об участниках собрания (заседания); сведения о результатах голосования по каждому вопросу повестки дня.
6. По общему правилу, установленному п.1.2 ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 129-ФЗ), подлинность подписи заявителя должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. Свидетельствование в нотариальном порядке подписи заявителя на представляемых при государственной регистрации заявлении, уведомлении или сообщении не требуется в случае, если документы:
- представляются для регистрации создания юридического лица лично заявителем с представлением одновременно документа, удостоверяющего его личность (ст.12 Закона № 129-ФЗ);
- представления документов, касающихся государственной регистрации, изменении сведений или прекращении деятельности индивидуального предпринимателя (ст.ст. 22.1 , 22.2 и 22.3 Закона № 129-ФЗ);
- направления документов в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя.
На основании п. 1.18 Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, утвержденных Приказом Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ свидетельство подлинности подписи заявителя также не требуется, если заявителем является индивидуальный предприниматель или глава крестьянского (фермерского) хозяйства.
Таким образом, заявления, представляемые для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации (форма Р13001); изменений в сведения о некоммерческой организации, содержащиеся в ЕГРЮЛ (форма Р14001); регистрации ликвидации некоммерческой организации (форма Р16001); а также уведомления о начале процедуры реорганизации или ликвидации (формы Р12003 и Р15001) требуют обязательного нотариального заверения.
7. Для осуществления любого вида государственной регистрации некоммерческими организациями используются формы документов , утвержденные приказом ФНС от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств». Этим же приказом утверждены требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган.
Заявителям, представляющим для государственной регистрации документы некоммерческих организаций следует внимательнее подходить к заполнению форм заявлений , указывать в них достоверные сведения, заполнять необходимые графы и соблюдать все требования по их оформлению, установленные вышеназванным приказом ФНС.
Кроме того, необходимо учитывать, что в соответствии с п.1.17. приложения № 20 требований, двусторонняя печать заявления и иных представляемых документов, не допускается .
8. С 11 июля 2016 года при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей применяются новые коды ОКВЭД .
Однако некоммерческими организациями до сих пор предоставляются заявления, содержащие старые коды ОКВЭД.
При возникновении каких-либо затруднений специалисты отдела по делам НКО окажут необходимую консультационную помощь; отдел располагается по адресу: г. Барнаул, пр-т Ленина, 8, каб. 21, тел. 63-64-82.
Кроме того, все формы заявлений, необходимых для государственной регистрации некоммерческих организаций, образцы их заполнения, а также примерные уставы некоторых организационно-правовых форм некоммерческих организаций, образец оформления протокола при создании некоммерческой организации размещены на информационном стенде в помещении Управления по адресу: г. Барнаул, пр-т Ленина, 8, и на Интернет-сайте Управления по адресу: http://to22.minjust.ru/ .
При возникновении каких-либо затруднений специалисты отдела по делам НКО окажут необходимую консультационную помощь; отдел располагается по адресу: г. Барнаул, пр-т Ленина, 8, каб. 21, тел. 63-64-82.
Кроме того, все формы заявлений, необходимых для государственной регистрации некоммерческих организаций, образцы их заполнения, а также примерные уставы некоторых организационно-правовых форм некоммерческих организаций, образец оформления протокола при создании некоммерческой организации размещены на информационном стенде в помещении Управления по адресу: г. Барнаул, пр-т Ленина, 8, и на Интернет-сайте Управления по адресу: http://to22.minjust.ru/ .
18 июля 2017 года