Обобщение типичных ошибок, допускаемых некоммерческими организациями при представлении документов для государственной регистрации

Обобщение типичных ошибок, допускаемых  некоммерческими организациями при представлении документов для  государственной регистрации
Фото: to22.minjust.ru

Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю проанализированы и обобщены типичные нарушения, допускаемые некоммерческим организациями при представлении документов для государственной регистрации.

Как правило, некоммерческими организациями в уставах, а также при оформлении документов, допускаются следующие ошибки (нарушения):

1. Статьями 65.3, 123.7, 123.10, 123.19, 123.25 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский кодекс),  а также статьей 29 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон о некоммерческих организациях)  определен порядок управления некоммерческой организацией и перечень вопросов, входящих в исключительную компетенцию ее высшего органа управления. На основании пункта 2 статьи 65.3 Гражданского кодекса законом и учредительным документом некоммерческой организации к исключительной компетенции может быть отнесено решение иных вопросов, т.е. компетенция  высшего органа управления может быть расширена , но не сокращена .

    В нарушение данной нормы к компетенции высшего органа управления некоммерческих организаций обязательные в соответствии с Гражданским кодексом и Законом о некоммерческих организациях вопросы либо не отнесены, либо отнесены не полностью, либо отнесены к компетенции иных органов управления некоммерческой организацией.

2. На основании  пункта 1 статьи 24 Закона о некоммерческих организациях некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами.     

Пунктом 2 указанной статьи определено, что некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность лишь постольку,  поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в их учредительных документах. Таким образом, осуществление некоммерческой организацией деятельности, не указанной в ее уставе , противоречит Закону о некоммерческих организациях.

 В нарушение данной нормы уставы некоммерческих организаций содержат положения, предусматривающие  право осуществления иной (любой, другой)  деятельности без указания видов такой деятельности.

3. Параграфами  6, 7 Гражданского кодекса определены общие требования и особенности  деятельности конкретных организационно-правовых форм   некоммерческих корпоративных организаций (общественные организации, ассоциации и союзы, казачьи общества, общины коренных малочисленных народов) и некоммерческих унитарных организаций (автономные некоммерческие организации, фонды, учреждения, религиозные организации).

Однако зачастую некоммерческими организациями требования, установленные для конкретных организационно-правовых форм , не соблюдаются,   особенности их правового положения в уставах не учитываются. Особенно часто не соблюдаются нормы, установленные законодательством для фондов и автономных некоммерческих организаций.

4.  Статьей 123.5 Гражданского кодекса и ст. 18 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединение» установлено, что количество учредителей общественной организации не может быть менее трех. При этом, при уже на собрании учредителей должны быть сформированы руководящие и контрольные органы, предусмотренные законом и уставом.

При формировании вышеуказанных органов должны соблюдаться следующие требования:

- в руководящие и контрольно-ревизионный органы вправе избираться только члены общественной организации;

- лица, избранные в состав контрольно-ревизионного органа, не могут входить в состав постоянно действующего руководящего и исполнительных органов общественной организации, поскольку проверка финансово- хозяйственной деятельности общественной организации должна проводится лицом, не заинтересованным в ее результатах.

Однако, на учредительном собрании  общественные организации  зачастую  включают в состав  постоянно действующих руководящих органов и контрольно-ревизионных органов одних и тех лиц.

5. Статьей 181.2 Гражданского кодекса  регламентирован порядок принятия решения собраний, в т.ч. порядок оформления данных решений. Решение собрания, оформленное с существенным нарушением правил составления протокола, в том числе правил о письменной форме протокола ,  может быть признано судом недействительным.

      Однако некоммерческими организациями требования вышеназванной статьи  нередко нарушаются: в протоколах отсутствуют сведения о лицах, проводивших подсчет голосов,  сведения об участниках собрания (заседания); сведения о результатах голосования по каждому вопросу повестки дня.

6. По общему правилу, установленному  п.1.2 ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 129-ФЗ), подлинность подписи заявителя должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. Свидетельствование в нотариальном порядке подписи заявителя на представляемых при государственной регистрации заявлении, уведомлении или сообщении               не требуется в случае, если документы:

- представляются для регистрации создания юридического лица лично заявителем с представлением одновременно документа, удостоверяющего его личность (ст.12 Закона № 129-ФЗ);

- представления документов, касающихся государственной регистрации, изменении сведений или прекращении деятельности индивидуального предпринимателя (ст.ст.  22.1 , 22.2 и 22.3 Закона № 129-ФЗ);

- направления документов в  форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя.

На основании п. 1.18 Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, утвержденных  Приказом  Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 №  ММВ-7-6/25@ свидетельство подлинности подписи заявителя  также не требуется, если заявителем является индивидуальный предприниматель или глава крестьянского (фермерского) хозяйства.

Таким образом, заявления, представляемые для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации (форма Р13001); изменений в сведения о некоммерческой организации, содержащиеся в ЕГРЮЛ (форма Р14001); регистрации ликвидации некоммерческой организации (форма Р16001);  а также уведомления о начале процедуры реорганизации или ликвидации (формы Р12003 и Р15001) требуют обязательного нотариального заверения.

7. Для осуществления любого вида государственной регистрации некоммерческими организациями используются формы документов , утвержденные приказом ФНС от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@  «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств». Этим же приказом утверждены требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган.

Заявителям, представляющим для государственной регистрации документы некоммерческих организаций следует внимательнее подходить к заполнению форм заявлений , указывать в них достоверные сведения, заполнять необходимые графы и соблюдать все требования по их оформлению, установленные вышеназванным приказом ФНС.

       Кроме того, необходимо учитывать, что в соответствии с п.1.17. приложения № 20 требований, двусторонняя печать заявления и иных представляемых документов,  не допускается .

   8. С 11 июля 2016 года при государственной регистрации юридических лиц                                  и индивидуальных предпринимателей применяются новые коды ОКВЭД .

   Однако некоммерческими организациями до сих пор предоставляются заявления, содержащие старые коды ОКВЭД.

   При возникновении каких-либо затруднений специалисты отдела по делам НКО  окажут необходимую консультационную помощь; отдел располагается по адресу: г. Барнаул, пр-т Ленина, 8, каб. 21, тел. 63-64-82.

  Кроме того, все формы заявлений, необходимых для государственной регистрации некоммерческих организаций, образцы их заполнения, а также примерные уставы некоторых организационно-правовых форм некоммерческих организаций, образец оформления  протокола при  создании некоммерческой организации  размещены на информационном стенде   в помещении Управления по адресу: г. Барнаул, пр-т Ленина, 8, и на Интернет-сайте Управления по адресу: http://to22.minjust.ru/ .

   При возникновении каких-либо затруднений специалисты отдела по делам НКО  окажут необходимую консультационную помощь; отдел располагается по адресу: г. Барнаул, пр-т Ленина, 8, каб. 21, тел. 63-64-82.

Кроме того, все формы заявлений, необходимых для государственной регистрации некоммерческих организаций, образцы их заполнения, а также примерные уставы некоторых организационно-правовых форм некоммерческих организаций, образец оформления  протокола при  создании некоммерческой организации  размещены на информационном стенде   в помещении Управления по адресу: г. Барнаул, пр-т Ленина, 8, и на Интернет-сайте Управления по адресу: http://to22.minjust.ru/ .

18 июля 2017 года
 
По теме
Значительное количество жалоб, которые поступают в территориальные налоговые органы, а впоследствии и в ФНС России, связано с вопросами государственной регистрации.
Пропуск талых вод  в Хабарском районе - Газета Вестник целины В весенний период пропуска паводковых вод в населённых пунктах Хабарского района, при увеличении уровня воды в реке Бурла, может происходить подтопление жилых домов и надворных построек.
Газета Вестник целины
Эвакуация в барнаульском ТЦ/ Фото: Екатерина Смолихина - ИА Амител Правоохранительные органы разыскивают распространителей фейков В соцсетях и мессенджерах распространяются сообщения о готовящихся нападениях на крупные торговые центры Барнаула в начале апреля.
ИА Амител
Здоровье: сохранить и преумножить! - Министерство здравоохранения Профилактические осмотры и диспансеризация позволяют выявить на ранней стадии многие неинфекционные хронические заболевания, борьба с которыми предусмотрена рамках национального проекта «Здравоохранение».
Министерство здравоохранения
Приключения на Острове чтения - Центральная городская библиотека В Городском центре культуры «Современник» состоялось долгожданное открытие Недели детской и юношеской книги.
Центральная городская библиотека