Новости города БезФормата.Ru
Барнаул
Главные новости
 
Задать вопрос?

Недовольство пациента излечимо

Исследование, проведенное медицинскими статистиками из университета Айовы, показывает, что 15% пациентов, переживших радикальное лечение рака простаты, сожалеют о принятом в свое время решении. Они жалуются на побочные эффекты после операции по удалению пораженной раком железы или радиологического лечения, чаще всего — на частичную или полную эректильную дисфункцию, реже — на проблемы с кишечником. Жалеют они о том, что приняли решение оперироваться, а не наблюдаться и лечиться консервативно.

Это довольно важная проблема — удовлетворенность пациента результатами лечения. Авторы исследования говорят, что для того, чтобы его добиться, необходимо тщательно информировать пациента, подробно рассказывать о том, что их ждет, о вариантах, из которых они могут выбрать.

С ними согласен Виген Малхасян, кандидат медицинских наук, хирург из Университетской клиники урологии МГМСУ имени А. И. Евдокимова. Он идет еще дальше, обсуждая связь между инфомированием пациента, целями, которые тот должен себе ставить и его удовлетворением.

Основной вопрос, который поднимается авторами статьи, — это вопрос качества жизни пациента и вопрос удовлетворенности пациента результатами лечения. Вопрос, который бесспорно является краеугольным камнем парадигмы современной медицины. Результаты исследований говорят нам о том, что доктора склонны переоценивать успешность лечения и если 85% врачей считают результаты лечения эффективным, то с ними соглашаются только 65 % пациентов. Проше говоря, если мы вылечили пациента от заболевания, с которым он к нам обратился и добились блестящего клинического результата (согласно современным критериям успешного лечения), это далеко не означает что пациент останется довольным и будет нам благодарен.

Изучению причин такого несоответствия был посвящен ряд работ, выполненных под руководством известного американского гинеколога Линды Брудбакер, в ходе которых были выявлены основные причины неудовлетворенности пациентов. Первой, и, пожалуй, главной причиной является нереалистичность или абстрактность целей, которые ставит перед собой пациент. Отсутствие четко сформулированных целей (направленных на устранение того или иного симптома) часто приводят к несоответствию результатов лечения исходным ожиданиям пациента. Как показало одно из исследований этой серии, до 30% женщин перед операцией по устранению недержания мочи, декларировали нереалистичные или абстрактные цели, не связанные с устранением того или иного симптома. Например, вместо вполне конкретной цели «Я хочу удерживать мочу» или «Я хочу менее часто ходить в туалет» пациентки декларировали такие цели: «Я хочу вернуться к нормальной жизни» или «Я хочу жить активной жизнью». Еще одним фактором, ассоциированным с высоким уровнем неудовлетворенности, было чувство неготовности к операции.

В другом исследовании под руководством все той же Л. Брудбакер было показано, что очень подробное и тщательное консультирование пациенток позволяет в 60% случаев перевести нереалистичные цели в ранг реалистичных и тем самым повысить уровень удовлетворенности пациентов. Абсолютно бессмысленно ожидать высокого уровня удовлетворенности пациента в том случае если результаты лечения не соответствуют его ожиданиям. С этими двумя факторами и должен активно работать современный врач, если он желает достичь результатов, которые полностью удовлетворят пациента. Залог успеха при таком пациенториентированном подходе — это четкая выверенная методология консультирования пациента. Которое направлено на формулирование им конкретных целей и пресечение формирования заведомо завышенных ожиданий от лечения. Очень важным моментом будет формирование у пациента чувства готовности к операции, для этого пациент должен быть самым тщательным образом информирован о методе лечения, ходе операции, течении послеоперационного периода и возможных осложнениях. Крайне эффективными инструментами, используемыми для достижения этих целей, является применение мультимедийных консультаций, аудиовидеозапись консультации и погружение пациента в доверительную среду пациентов, уже перенесших подобное лечение. Ключом к успеху также является формирование у пациента чувства ответственности за самостоятельный выбор метода лечения. В данном контексте весьма интересны результаты одного опроса, который проводился на сайте kidneystoner.org . Пациентам предлагалось ответить на простой вопрос: какова главная причина, определяющая Ваш выбор метода лечения? Подавляющее большинство пациентов ответило, что этим фактором была рекомендация врача. Действительно, категоричность рекомендации доктора играет решающую роль в принятии решения самим пациентом, однако такой подход чреват формированием у пациента чувства спекуляции его доверием. Проще говоря, слепо доверяя компетенции врачу, пациент, освобождая себя от ответственности за свое решение, перекладывает ее на врача. Результатом такой модели взаимоотношения врача и пациента становится появление феномена «decision conflict» неполноценного или навязанного решения. То же касается и вопроса о целесообразности воздержания от лечения. Ключевой фразой статьи, которую мы обсуждаем, на мой взгляд, является следующая:

«В США совершенно невозможно оставить пациента под наблюдением после того, как ему сообщили, что у него рак, и не проинформировать его так, как, по моему мнению, его следует информировать. И очень просто сказать кому-то, что у него рак, и мы сделаем простатэктомию в следующий понедельник, и не информировать его должным образом. Очень похоже на то, что люди, которые получили наблюдение и консервативное лечение были лучше информированы и лучше понимали, что их ждет, по сравнению с пациентами, которым назначили агрессивную терапию».

Она говорит о том, что желание врача активно лечить пациента (которое может быть обусловлено самыми разными причинами) всегда ложится на благодатную почву. Очень легко склонить к активному лечению пациента, который узнал, что у него рак или любое другое заболевание. Человек всегда стремится быть здоровым, а наличие потенциальных угроз его жизни и благосостоянию в виде различных заболеваний выбивают его из зоны комфорта (в зону cancer control) куда он пытается вернуться всеми силами, порой не замечая угроз со стороны самого лечения. И вот успокоить такого пациента, объяснить все нюансы и риски лечения, разъяснить рациональные перспективы наблюдения — это и есть новый стандарт взаимоотношения врача и пациента.

Могу открыть маленькую тайну. Я проходил через подобную ситуацию в роли пациента. Один хирург предложил записать меня на ближайшую дату операции заверив, что операция пустяковая, в ее успехе он нисколько не сомневается. Но, подробно изучив литературу, я решил получить мнение второго специалиста, который предложил наблюдаться, поскольку в доброй половине случаев заболевание проходит самостоятельно. Я прислушался ко второму мнению и не пожалел. Надо заметить, это чертовски приятное чувство, когда удается избежать операции, которая хоть и с малейшей долей вероятности, но все же может сильно изменить качество жизни.

Могу похвастаться, что наша клиника одна из первых в стране начала уделять подобным вопросам особое внимание. Сегодня мы регулярно проводим исследования, посвященные изучению этих проблем. Кстати, в одном из наших исследований около четверти пациентов, которые подверглись хирургическому лечению камней мочеточника, признались, что решающую роль в выборе метода сыграло настойчивая рекомендация доктора. Проще говоря, что доктор убедил или уговорил пациента выбрать именно этот метод лечения. Отсутствие у пациента чувства осознанного, самостоятельного выбора чаще всего, приводит к сомнениям в правильности выбора, а в случае нетипичного или осложненного лечения — к формированию чувства пассивной жертвы недобросовестности врача. В подобной ситуации пациент неадекватно воспринимает риски, связанные с лечением и, в случае возникновения осложнений, винит во всем врача, который не сумел адекватно передать ему тяжесть и возможные последствия потенциальных осложнений. Если мы хотим избежать подобных ситуаций, мы не можем ограничиваться короткой беседой с пациентом, которая сводится к констатации показаний к лечению.  Современным стандартом консультаций должно стать детальное обсуждение с пациентом всех возможных методов лечения их безопасности, эффективности и возможных осложнениях. Консультация должна подразумевать присутствие родственников или доверенных лиц, поощрение получения второго мнения и непременное предоставление времени на тщательное обдумывания решения. Проще говоря, консультация должна обеспечить полное вовлечение пациента в процесс принятия решения на паритетных началах. Подобный подход получил широкое распространение в странах Западной Европы и в США, получив название «decision aid» или «shared decision making». В исследовании, проведенном группой Cochrane, в котором приняло участие 34 000 пациентов изучалась эффективность такого подхода. Результаты исследования показали, что пациенты в группе decision aid чувствовали себя более информированными, более адекватно оценивали связанные с лечением риски, реже отмечали конфликт принятия решения и как следствие были более удовлетворены результатами лечения.

http://medportal.ru/mednovosti/news/2017/07/13/753malkhasyan/

 

 

 

 

 

Дневной хирургический детский стационар начал работать в Барнауле - Министерство здравоохраненияВ приемное отделение 7-й детской больницы пациенты попадают по-разному: кто-то – по направлению участкового педиатра, экстренные больные – по скорой, другие приходят сюда самостоятельно.
18.08.2017 Министерство здравоохранения
Из первых уст: Ирина Долгова о процедуре ЭКО в ККБ - КГБУЗ Краевая клиническая больницаВ ходе медиафорума 15 августа министр здравоохранения края отвечала на вопросы жителей края.
17.08.2017 КГБУЗ Краевая клиническая больница
avtopoezd-zdor - КГБУЗ Алтайский краевой кардиологический диспансер    Врачи Алтайского краевого кардиологического диспансера за первые 7 месяцев 2017 года совершили 31 выезд в рамках работы социального автопоезда «Здоровье».
21.08.2017 КГБУЗ Алтайский краевой кардиологический диспансер
Мы давно привыкли считать термин «оптимизация» чем-то негативным. Но так ли это на самом деле и чего следует ожидать пациентам медицинского учреждения, которые с этой самой оптимизацией сталкиваются?
20.08.2017 Алтайская правда
Осторожно: клещи! - МЧС Алтайского краяПо данным Роспотребнадзора, С начала сезона активности клещей в поликлиники края с жалобами на присасывание клещей обратилось 10733 человека, из них 3097 детей.
20.08.2017 МЧС Алтайского края
Энтеровирусные экзантемы и энантемы — довольно распространенные заболевания, вызываются вирусом Коксаки, и чаще всего проявляются в виде двух форм: в форме болезни, известной под названием «рука-нога-рот»,
19.08.2017 КГБУЗ Краевая клиническая больница
При проведении контроля качества лекарственных препаратов ФГБУ «ВГНКИ» (г.
18.08.2017 Россельхознадзор
Специалистом Управления Россельхознадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай  совместно с сотрудниками МВД Управления ИПК ГУ МВД России по Алтайскому краю в августе 2017 года на территории г.
18.08.2017 Россельхознадзор
Специалисты прогнозируют рост цен на лекарства в России из-за подорожания импортных препаратов.
18.08.2017 Алтайская правда
Специалисты обнаружили мышьяк в пробе курицы - АиФ - АлтайВ отделе исследований и анализа ФГБУ «Центральная научно-производственная ветеринарная радиологическая лаборатория» было обнаружено превышение содержания мышьяка в пробе курицы.
21.08.2017 АиФ - Алтай
avtopoezd-zdor - КГБУЗ Алтайский краевой кардиологический диспансер    Врачи Алтайского краевого кардиологического диспансера за первые 7 месяцев 2017 года совершили 31 выезд в рамках работы социального автопоезда «Здоровье».
21.08.2017 КГБУЗ Алтайский краевой кардиологический диспансер
Прививочная кампания по иммунизации населения против гриппа стартует в Алтайском крае - Бийский рабочийСо вторника, 22 августа , в Алтайском крае стартует очередная предсезонная прививочная кампания по иммунизации населения против гриппа.
21.08.2017 Бийский рабочий
Объединение медицинских учреждений: Чего ожидать пациентам
Мы давно привыкли считать термин «оптимизация» чем-то негативным. Но так ли это на самом деле и чего следует ожидать пациентам медицинского учреждения, которые с этой самой оптимизацией сталкиваются?
Алтайская правда
Dnevnoj-hirurgicheskij-detskij-stacionar-nachal-rabotat-v-Barnaule1 - Вечерний Барнаул
Дневной хирургический детский стационар начал работать в Барнауле
На базе приемного отделения детской клинической больницы № 7 открылся дневной стационар, где проходят оперативное лечение, требующее несложного хирургического вмешательства, мальчишки и девчонки со всего края.
Вечерний Барнаул
Прививочная кампания против гриппа в Алтайском крае начнется 22 августа - Газета Первомайский вестник
Прививочная кампания против гриппа в Алтайском крае начнется 22 августа
Первая партия вакцин от гриппа «Совигрипп» поступит в медицинские учреждения Алтайского края до 22 августа.
Газета Первомайский вестник
45-летняя жительница Барнаула, которая сдавала в аренду гараж, поверила телефонному аферисту и лишилась более 90 тысяч рублей.
21.08.2017 Алтайская правда
В Барнауле без вести пропал 22-летний парень - АиФ - АлтайОчевидцы утверждают, что видели его на пр. Социалистическом. 22-летний барнаулец без вести пропал 10 августа, сообщает поисковый отряд «Лиза Алерт».
21.08.2017 АиФ - Алтай
На Алтае директора завода оштрафовали за 5-миллионный долг по зарплате - АиФ - АлтайРаботодатель уже привлекался за аналогичное правонарушение. В Алтайском крае стало больше уголовных дел о невыплате зарплаты Задолженность по заработной плате 319 работникам завода в Алтайском крае была погашена,
21.08.2017 АиФ - Алтай
Лесные пожары губят не только природу, но и нередко людей. - АиФ - Алтай
Грозы и люди угрожают лесам. В Горном Алтае поощряют предупреждение пожаров
В Республике Алтай разрабатывают систему поощрения для сельсоветов, находящихся в зоне повышенной пожарной опасности, но не допускающих разгула огня в «среде обитания».
АиФ - Алтай
Очевидцы: окурок стал причиной пожара в барнаульской многоэтажке
Пожар произошел сегодня,  20 августа, в многоэтажном доме по улице Взлетной, 46 в Барнауле.
Алтайская правда
В 2016 год в сравнении с 2015 годом количество преступлений не уменьшилось - АиФ - Алтай
Телефонный мошенник выманил у жительницы Барнаула 95 тысяч рублей
Злоумышленник нашел женщину по объявлению об аренде гаража, которое она разместила в интернете Жительница Барнаула стала жертвой телефонного мошенника.
АиФ - Алтай
На создание бюстов Пушкину и Жаркову средства из городской казны выделяться не будут - Бийский рабочийНа прошлой неделе стало известно , что в скором времени в Бийске появятся два новых бюста –  Александру Пушкину и Александру Жаркову .
21.08.2017 Бийский рабочий
21 Августа на театрально-экспериментальной площадке "Спичка"  состоится творческий вечер Максима Астафьева, режиссера краевого театра драмы им.
21.08.2017 Администрация г.Барнаул
Малахов опубликовал открытое письмо к Эрнсту - НовостиАлтая.рфТелеведущий Андрей Малахов опубликовал открытое письмо к гендиректору «Первого канала» Константину Эрнсту.
21.08.2017 НовостиАлтая.рф
19 июня – день памяти Роберта Рождественского - Алтайская правда
19 июня – день памяти Роберта Рождественского
23 года назад перестало биться сердце великого поэта, уроженца земли косихинской.
Алтайская правда
Вольные мысли о книге Владимира Коржова - Вечерний Барнаул
Вольные мысли о книге Владимира Коржова
Вольные мысли о книге Владимира Коржова «А память священна… Очерки и статьи о литераторах.
Вечерний Барнаул
Hudozhnik-i-restavrator-Sergej-Ershov - Вечерний Барнаул
Художник и реставратор Сергей Ершов считает себя хранителем истории для будущих поколений
За поселком Новые Зори Павловского района, в уютном лесочке на берегу реки, в двух летних домиках бывшего оздоровительного лагеря для малышей барнаулец Сергей Ершов собрал тысячи экспонатов в четыре музея.
Вечерний Барнаул
Праздник состоялся несмотря на непогоду - Каменская народная газета В минувшую субботу на стадионе “Спартак” и других спортивных объектах города торжественно и с большой пользой для здоровья был отмечен День физкультурника.
21.08.2017 Каменская народная газета
В память о легенде шахмат - Каменская народная газета  Пятого августа в Камне-на-Оби прошел шахматный турнир “V Мемориал Константина Костромина”.
21.08.2017 Каменская народная газета
"Новокузнецк" - чемпион Сибири - Altaifootball.RuСегодня определился победитель Первенства России по футболу среди команд третьего дивизиона высшей лиги зоны "Сибирь".
21.08.2017 Altaifootball.Ru
Sergej-Najdin-triumfalno-vernulsja-na-pomost - Вечерний Барнаул
Пропустив почти год изза травмы, Сергей Найдин триумфально вернулся на помост
Пропустив почти год из-за травмы, Сергей Найдин, воспитанник СДЮШОР по спортивной гимнастике Сергея Хорохордина, триумфально вернулся на помост,
Вечерний Барнаул
«Русскому гиганту» Николаю Валуеву исполнилось 44 года
Российскому спортсмену и политику Николаю Валуеву 21 августа исполнилось 44 года.
Алтайская правда
Стритбол - АиФ - Алтай
Зарядка под летним дождём. Дети оказались на одной площадке с полицией
Всероссийская акция «Зарядка со стражем порядка» ежегодно проводится в разных детских лагерях страны.
АиФ - Алтай
«Изумрудный» будет жить! - НовостиАлтая.рфАрендаторы парка «Изумрудный» приступили к поэтапной реконструкции и возрождению любимой многими барнаульцами зоны отдыха.
21.08.2017 НовостиАлтая.рф
Сегодня, 21 августа, в Алтайском крае на базе детского оздоровительного лагеря «Колос» начала работу Летняя школа психолога.
21.08.2017 Управление по образованию
Дело частное – интерес общий - Каменская народная газета  Предпринимательство Алтайского края сегодня — это почти 90 тысяч предпринимателей, малых и средних предприятий.
21.08.2017 Каменская народная газета
Сибирская генерирующая компания завершает монтаж магистральных трубопроводов горячего водоснабжения в Рубцовске и текущие ремонтные работы на тепловых сетях.
21.08.2017 АиФ - Алтай
В Бийске санитарку задержали по подозрению в серии краж у пациентов - АиФ - АлтайИз тумбочек пропадали крупные суммы. Санитарку бийской больницы задержали по подозрению в серии краж у пациентов.
21.08.2017 АиФ - Алтай