Научить учиться: прививаем первокласснику ответственность, самостоятельность, внимательность

Фото: info-vb.ru

В первый год учебы дочери в школе меня сильно раздражала ее невнимательность. Однажды вычитала совет – поменяться с ребенком местами: я пишу под ее диктовку, она проверяет. Школьник по-другому начинает смотреть на написанные строчки, учится анализировать. Как облегчить первокласснику жизнь в школе, нам помогает педагог-психолог городского психолого-педагогического центра «Потенциал» Инна Бахман.

Важно, чтобы ребенок испытывал интерес к учебе и ему было комфортно в школе.
Фото Андрея Чурилова

Комфортные условия

Первая задача – создать благоприятные условия нахождения ребенка в школе. Для этого следует четко оценивать особенности его характера, интеллектуальный ресурс, состояние здоровья. Школьнику нужно найти свое место в классе. Это не только задача учителя, родитель тоже должен включаться. К примеру, если ребенок не слишком коммуникабельный, стоит дать ему возможность после уроков поиграть во дворе школы, в неформальной обстановке пообщаться с одноклассниками. Можно пригласить ребят в гости, выехать на пикник, устроить совместную игру – вариантов множество. Конечно, они потребуют от нас как физических, так и эмоциональных усилий. Но это дорогого стоит: если ребенку хорошо в школе, то учеба пойдет легче.

Зона доверия

Родители много говорят, что для школьника важно построить образовательную среду, но не отвечают при этом за свой сегмент. Это тоже труд. Например, научить ребенка собирать портфель. Мамы часто не могут допустить, что их ребенок придет в школу без дневника или тетрадки. Или у него будет спортивная форма сложена не так, как надо. Задача родителя – научить чадо взять на себя ответственность за содержимое школьного портфеля. Наказывать за забытый дневник бессмысленно, если вы следом проверяете портфель и уличаете в оплошности. Надо скрепя сердце дать возможность не положить что-то. Потом вместе с ребенком пережить эту ситуацию неуспеха, тогда он поймет зону своей ответственности. Пусть форма сложена пока неаккуратно – ничего страшного нет. Пусть доклад написан криво и пока не слишком основательно, зато он сделан ребенком самостоятельно. Не надо заставлять десять раз переписывать текст, пока он не будет идеальным. Мы работаем не над тем, чтобы он пришел в школу с идеально выполненными уроками, а чтобы научился учиться, вычленять свои ошибки, исправлять их. Когда ученик делает уроки три-четыре часа – это уже истероидная ситуация для детей.

Право на ошибку

Я часто слышу жалобы от родителей, что им приходится подолгу делать уроки с детьми не только в первом классе, но и в среднем звене. Как правило, это происходит в тех случаях, когда мама или папа не может себе позволить, чтобы ребенок допустил ошибки в домашнем задании. Это в корне неверно. Задача родителей – помочь в неудаче, а не создать условия, где не будет неудач. Мы должны быть рядом с детьми, пройти через ошибки вместе. Если мама, опасаясь, что ребенок забудет дневник или тетрадку, будет собирать в течение первого класса портфель за ребенка, то во втором он уже сам не захочет. Он не будет уметь это делать. Лучше всего доверить выполнение домашнего задания ребенку самостоятельно уже с первого класса, не надо стоять над ним, контролируя каждый шаг. Можно периодически подходить, обязательно похвалив одну строчку, корректно указать на наличие недостатков, если есть таковые. Чтобы верили мне как родителю, нужно говорить не только отрицательные вещи, но и положительные. Когда ребенок увидит, что родители справедливы, он реально будет оценивать свои поступки. Дети все впитывают, когда чувствуют, что это им во благо. И уроки воспринимаются как его дело, а не их с мамой.

Учимся трудиться

Порой приготовление домашнего задания становится испытанием для всей семьи. Многие сталкиваются с тем, что ребенок отказывается делать уроки. Но с первого дня он должен понимать, что в школьной жизни есть вещи обязательные и неизбежные – это уроки. Если родитель уходит в обсуждение этих вещей, ребенок обязательно этим воспользуется. Определив границы, можно дать свободу – пусть сам выберет удобное для него время. Чтобы ученик не затягивал время, нужно создать такие условия, при которых сделать уроки ему было выгоднее. Ни в коем случае не материальная заинтересованность. А, например, совместное времяпровождение.

Оценка – это не то, что должно стоять во главе угла. Это маркер, который показывает, где есть проблемы. Если первоклашка отказывается заниматься чтением и вообще утверждает, что ненавидит этот предмет, не надо его убеждать, какой это важный урок, как замечательно уметь читать. Необходимо понять, почему он так относится к предмету, и постараться изменить его отношение, подключить игру. В начальной школе у детей игровая деятельность имеет большое значение. Если сын увлекается автомобилями, предложить почитать журнал о новинках авторынка. Если ребенок отказывается читать, потому что у него это медленно получается, предложите читать по очереди. Хвалите его, обсуждайте прочитанное. Мы добьемся главного – он зачитает!

Не перегрузить!

В отношении дополнительного образования существуют три категории родителей. Первые нагружают детей всем и сразу, не оставляя времени на отдых. В итоге за неделю выматывается и ученик, и родитель. Зачастую приходится бросать некоторые направления дополнительной деятельности в середине года. Другая категория считает, что в первом классе не стоит нагружать ребенка дополнительными занятиями. Это тоже неправильно, в будущем он сам не захочет себя нагружать. Кроме того, коллективы формируются в раннем возрасте, подросшим детям сложнее в них обосноваться. Разумная третья категория выбирает один-два объединения в первом классе. Я считаю, ребенку всегда нужно давать свободу и ставить границы. Пусть он выбирает кружок или секцию – это свобода выбора. Дальше граница – заниматься этим необходимо в течение всего года. Успехи приходят во второй половине года. В конце этого периода стоит задать вопрос, хочет ли ученик продолжать заниматься в кружке. Если отказывается, предложить альтернативу, но на тех же условиях. В итоге к концу начальной школы дети определяются, что им ближе. Часто родители не могут позволить даже мысли оставить дополнительную деятельность, которой занималось их чадо год или два. Но надо понимать, те же художественная или музыкальная школа – это семь лет жизни. Другого времени найти себя не будет. Я могу привести пример своей младшей сестры – по окончании музыкальной школы она принесла диплом маме, а когда дома никого не было, разобрала пианино по дощечкам. Семь лет каторги и невозможности пробовать другое!

Диалог с детьми

Обязательно говорите с детьми. Не задавайте вопросов, подразумевающих односложный ответ, типа «как дела в школе?» или «какую оценку принес?». В таком случае диалога не состоится. Мы должны качественно чувствовать жизнь ребенка. Спрашивайте, «как сегодня повеселились?» или «кто у вас сегодня отличился?». Ребенку приходится отвечать на вопросы, так вы больше узнаете о нем и его жизни.

Инна Бахман: «Родители говорят, главное для них – чтобы ребенок был счастливым. Но не допускают мысли, что он будет счастливым не отличником, в грязных кроссовках, вечно все забывающим. Считают, что он должен соответствовать их ожиданиям. На самом деле ребенок ничего не должен». Алиса Тростникова
 
По теме
21 сентября в 18.00 в Комплексном центре социального обслуживания населения г.Барнаула (по адресу: Телефонная, 50а) пройдет первое занятие для мам и пап, желающих повысить свою педагогическую компетентность.
18.09.2018
 
23 октября 2018 г. в АГГПУ им. В.М. Шукшина состоится IV молодежный реабилитационный образовательный форум инвалидов по зрению Алтайского края «Вместе к успеху».
20.10.2018
 
Экскурсия в Алтайский фонд развития малого и среднего предпринимательства для участников проектировочного семинара - АлтГПУ В рамках проектировочного семинара состоялась деловая образовательная экскурсия в Алтайский фонд развития малого и среднего предпринимательства.
20.10.2018
Экскурсия в Алтайский фонд развития малого и среднего предпринимательства для участников проектировочного семинара - АлтГПУ В рамках проектировочного семинара состоялась деловая образовательная экскурсия в Алтайский фонд развития малого и среднего предпринимательства.
20.10.2018 АлтГПУ
23 октября 2018 г. в АГГПУ им. В.М. Шукшина состоится IV молодежный реабилитационный образовательный форум инвалидов по зрению Алтайского края «Вместе к успеху».
20.10.2018 АГАО имени В.М. Шукшина
В субботу Алтайский государственный университет совместно с Министерством образования и науки Алтайского края и администрацией Барнаула запустил образовательный проект «Университетский экспресс».
17.10.2018 Вечерний Барнаул
Сотрудники полиции устанавливают личности подозреваемых, совершивших мошенничество через Интернет в отношении жительницы краевого центра.
20.10.2018 ГУ МВД по Алтайскому краю
10 октября в Троицкой школе №2 произошел инцидент, который возмущенные родители учеников приравняли к террористическому акту.
13.10.2018 Газета На земле троицкой
По данным 31 ПЧ, на территории района за летние месяцы и сентябрь произошло 13 возгораний (за тот же период прошлого года – 14), в том числе:
13.10.2018 Газета На земле троицкой
14 октября Кытмановский район принимал участников краевого ретро-фестиваля «Пусть сердце будет вечно молодым».
20.10.2018 Газета На земле троицкой
Кокорин и Мамаев заработали 10,5 млн рублей за время пребывания в тюрьме - ИА Амител Ежегодная зарплата Кокорина по контракту без учета бонусов и штрафов составляет 252 млн рублей Фото: m.sport-express.ru Нападающий "Зенита" Александр Кокорин и полузащитник "Краснодара" Павел Мамаев ,
20.10.2018 ИА Амител
20 и 21 октября в Одинцово состоятся очередные игры нового сезона чемпионата России по волейболу среди мужских команд высшей лиги «А» .
20.10.2018 Администрация Алтайского края
18 и 19 октября в барнаульском спортивном комплексе «Победа» (улица Петрова, 146г) состоятся первые игры регулярного чемпионата по баскетболу российской Суперлиги среди мужских команд .
18.10.2018 Администрация Алтайского края
Барнаульские хоккеисты в стартовых матчах первенства ВХЛ сначала обменялись победами с курганским «Юниором», а затем дважды разгромили «Южный Урал – Металлург» из Орска.
17.10.2018 Вечерний Барнаул
На базе Новичихинской детско-юношеской спортивной школы прошел муниципальный этап летнего фестиваля Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО.
17.10.2018 Газета Сельчанка
С 8 по 14 октября специалисты зарегистрировали острые респираторные вирусные инфекции у  16,5 тысячи жителей Алтайского края .
20.10.2018 Администрация Алтайского края
С 8 по 14 октября специалисты зарегистрировали острые респираторные вирусные инфекции у  16,5 тысячи жителей Алтайского края .
20.10.2018 Администрация Алтайского края
15 и 16 октября 2018 года специалисты Управления Россельхознадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай совместно с сотрудниками Южно-Сибирского межрегионального Управления государственного автодорожного надзора Федерал
19.10.2018 Россельхознадзор