Управление связи и массовых коммуникаций Алтайского края с целью обсуждения проблем и роли межэтнической журналистики в регионе собрало 3 ноября представителей краевых СМИ и национально-культурных объединений.
Открывая встречу, начальник управления Максим Герасимюк подчеркнул, что для региональных СМИ характерно в целом внимательное отношении к традициям и культуре диаспор края, открытость и готовность к сотрудничеству, а также пригласил руководителей объединений активнее сотрудничать с журналистами и предлагать темы для общения.
- Мир стремительно меняется, а вместе с ним меняются восприятие информации и способы ее подачи в газетах, на телевидении, радио, сайтах, в соцсетях. У каждого из этих каналов – своя аудитория. Сегодня каждый читатель - сам себе СМИ и редактор. Он активно влияет на информационное пространство. Поэтому проекты традиционных СМИ, такие как «Сообщи нам новость», «Поделись новостью», это ни что иное как попытка адаптироваться к новым форматам получения и распространения информации. Это не плохо и не хорошо. Это данность, с которой надо жить. Наша общая задача - попасть в современный тренд, встроиться в новую информационную картину мира со своими событиями, – отметил Герасимюк.
Межнациональные отношения – приоритетная тема для газеты «Алтайская правда». Ее шеф-редактор Олег Купчинский руководит региональным отделением Гильдии межэтнической журналистики. Алтайский край активно участвует в журналистских конкурсах «СМИротворец», которые организует Гильдия.
О немецкоязычной газете «Цайтунг фюр дих», входящей в состав холдинга «Алтайская правда», рассказал собравшимся главный редактор Генри Роор.
- Газета сегодня имеет своего постоянного читателя, она востребована не только в Алтайском крае, но и в тех регионах России, где проживают этнические немцы. В планах редакции – выпускать ее и на русском языке.
Один из удачных примеров интеграции в новую информационную картину мира - интернет-проект «Алтайской правды» «Люди-Лебеди», рожденный в сотрудничестве с общиной кумандинцев и студентами факультета массовых коммуникаций, филологии и политологии АлтГУ. В материалах проекта рассказывается об истории и современной жизни коренного малочисленного народа, проживающего в юго-восточных районах Алтайского края. Лонгрид занял II место в конкурсе «СМИротворец-Сибирь-2017».
Об этом опыте рассказала руководитель информцентра общественной организации кумандинцев «Тореен Чер» Наталья Глухова:
- Община, насчитывающая около полутора тысяч кумандинцев в Бийском, Солтонском, Красногорском районах, поддерживает связь с телеутами и шорцами, выстраивает отношения с другими родственными тюркскими народностями – жителями Сибири. Спасибо журналистам, которые пишут о нас честно и корректно».
Консультант департамента администрации Губернатора и Правительства Алтайского края по вопросам внутренней политики Оксана Ноянзина считает сферу межэтнических отношений одной из самых сложных в работе СМИ. Журналистское сопровождение темы остается стратегическим вопросом информационной политики региона.
- Своеобразное достижение уходящего года – утверждение программы Алтайского края по реализации государственной национальной политики, - подчеркнула Оксана Ноянзина. - Одна из ее задач – формирование имиджа нашего региона как территории гармоничных межэтнических отношений. Без участия журналистского сообщества, власти, гражданских институтов ее не решить. О межэтнических отношениях журналисты пишут много и умело, не только с точки зрения внешнего выражения самобытности народов. Они подают такие глубокие темы, как адаптация мигрантов к новой родине, отношение принимающего сообщества к группам мигрантов, научно-этнографические исследования. Национальная политика двуедина, она служит сохранению этнокультурного многообразия народов России, с одной стороны, а с другой – укреплению их дружбы и поддержке нравственных ценностей, общих для страны.
К слову, в этом году край в тестовом режиме вошел в государственную информационную систему (ГИС) мониторинга состояния межнациональных отношений. ГИС – это доступ к контенту всех изданий, блогов и соцсетей. Так проще систематизировать публикации в Сети, очень быстро меняющемся пространстве.
Тему восприятия информации новым поколением продолжил Максим Милосердов, главный продюсер телеканала «Катунь 24». Он пояснил свою мысль на примере телевизионного вещания:
- В сюжетах мы часто освещали жизнь национальных диаспор, делали в рамках «Утреннего канала» специальный проект «Национальные завтраки». Но эти проекты в своем традиционном телеформате охватывают лишь часть современной аудитории – людей более старшего поколения. Но работать надо и с молодежью – теми, кто телевизор смотрит совсем в другом объеме. А у этих людей сегодня есть собственный телевизор! При этом у каждого свой. Он находится в телефоне. Молодежь черпает информацию, находит для себя референтных лиц, пролистывая свою ленту в социальных сетях. Сегодня у наших материалов, размещенных в интернет-пабликах телеканала, просмотров иной раз в десятки больше, чем у тех же материалов, вышедших на сайте. И это при том, что наш сайт – это третье-четвертое по посещаемости СМИ Алтайского края. Контент традиционных СМИ, использующих традиционные каналы распространения информации, просто зачастую не доходит до молодежной аудитории пользователей. Надо учитывать этот фактор и заходить на все возможные платформы, чтобы научиться вести диалог с новыми поколениями.