В художественной школе Иван Мозговой, сын известного художника и скульптора народного мастера Алтайского края Сергея Мозгового, показал явные таланты в скульптуре. Рисунок ему давался непросто, и только в Институте архитектуры и дизайна АлтГТУ он наверстал это упущение. Сегодня Иван Сергеевич – призер российских и международных фестивалей-конкурсов резьбы по дереву и ледяных скульптур, автор десятков картин, педагог Барнаульской городской станции юных техников.
НаследиеВлияние отца на свое творчество Иван не скрывает.
- Зачем отрицать очевидное? – говорит художник. – Я достаточно рано стал участвовать с отцом в разных фестивалях. Наверное, поэтому у меня нет страха перед тем, что может не получиться. Смотрел, учился, слушал подсказки, потом стал пробовать сам. Первую самостоятельную снежную скульптуру вырезал в возрасте 16 лет. Тогда мой Змей Горыныч на площади Сахарова призового места не занял. Через два года, в 2007 году, вырезал кактус, в итоге стал третьим. Аналогично мы работали и по дереву. Три года назад в Томске я дебютировал на международном уровне под присмотром отца. Мы работали независимо, но тематически связано: отец вырезал из дерева фигуру Дон Кихота, а я – Санчо Панса. Через год участвовал с сестрой Ольгой, а в 2017-м, когда фестиваль-конкурс был признан самым масштабным в мире, наша с ней скульптура «Винтик и Шпунтик на воздушном корабле» заняла призовое место. Кроме трех совместных с отцом и сестрой выставок я провел четыре персональных, то есть расту не только вверх (Иван действительно высокого роста. – Прим. авт.), а по всем параметрам.
В живописи и резьбе сейчас Иван тяготеет к стимпанку – Ретрофутуристическому стилю. Это сочетание несочетаемого: ретро с картинками прошлого либо взгляд в фантастическое будущее. И здесь художник видит влияние трех мастеров: отца с серией женских образов и двух скульпторов из Томска – Сергея Бычкова и Олега Антуха, – особенно их 3D-картин из дерева. Тем не менее работы Ивана Мозгового отличает жесткая «кубическая» манера письма. Не похожи ни на чью манеру и выполненные пастелью, тушью, карандашом фантазийные многомерные изображения архитектуры Санкт-Петербурга.
Красочные брызгиМозговой-младший освоил сложную технику дриппинга (изображение методом набрызгивания краски на полотно). Его выставка в рамках внеконкурсной программы фестиваля «Аз.Арт.Сибирь - 2017» показала гармоничное сочетание живописи и деревянной скульптуры. «Дивный лес» Мозгового был наполнен образами фантастических зверей и таинственных лесных нимф. В этой технике Иван оформляет и мастерскую, которую ему вместе с отцом выделила общественная организация народных ремесленников «Город мастеров».
- В идеале мастерская художника должна быть выполнена в пастельных тонах, чтобы не отвлекать внимания, – говорит Иван. – Но к нам часто приходят на мастер-классы дети, им хочется показать разные направления творчества. Поэтому наросты и торосы на части стены и потолка оформляю в стиле дриппинг, как и животный мир для выставочных стеллажей. На завершение оформления трачу все свободное время.
Иван Мозговой не только получил образование архитектора, но и в определенной степени реализовал себя в этом направлении. Несколько лет он проектировал и строил загородные жилые дома, реконструировал здания в исторической части Санкт-Петербурга, оформлял интерьеры. Конечно, работал не один, в составе группы специалистов, но опыт получил колоссальный.
Учить и учитьсяВ семейном древе Мозговых помимо людей творческих – множество педагогов. Не избежал этой стези и Иван, два года назад начав педагогическую деятельность на Барнаульской городской станции юных техников. Предмет, который он преподает, называется «Основы объемного моделирования и резьбы». По большому счету художник учит детей объемному мышлению посредством резьбы по дереву.
- Это взаимно обогащающий процесс. Очень талантливые ребятишки есть в группе. И пусть система образования требует немного другого, мы с ребятней друг друга понимаем, – с улыбкой рассказывает Иван. – Очень разноплановые дети, им интересно познавать мир самим, а не ждать, когда кто-то готовое поднесет на блюдечке. Поражаюсь тому, что творится у них в головах, и задаю себе вопрос: зачем я им нужен? Иногда чувствую, что словарного запаса не хватает, поскольку человек я не особо красноречивый. Начинаю усиленно читать классику, например, Ремарка. И наоборот, когда ощущаю переизбыток мыслей в голове, полученный в том числе от бесконечных почему, переключаюсь на фантастику. Запоем читаю Стругацких, Брэдбери, Кинга.
О будущемВ будущем Иван хочет попробовать свои силы в конкурсе песчаных скульптур, довольно редком для России.
- С песком работают в Санкт-Петербурге и периодически в других городах, много фестивалей проводится за рубежом. Главное – попасть в колею. Надеюсь отлить из металла что-то монументальное, в 28 лет мечтать не зазорно. Возможно, что вернусь в архитектуру. Кем стану через 10-20 лет – явственно не вижу, но страха перед новизной у меня нет.
Фото Олеси Матюхиной.
Автор: Олеся Матюхина