Кооперация как способ стабилизации

IMG_8964.JPG
IMG_2767.JPG
IMG_9931.JPG
Фото: www.alt-niva.ru
Алтайский край вошел в число пилотных проектов, где до 2020 года будут нарабатывать стратегии по развитию сельскохозяйственной кооперации. В идеале объединения должны помочь мелким производителям сырья уйти от ценовой узды, навязанной крупными переработчиками, считает председатель успешного сельхозкооператива «ЧарышАгроПродукт» (3-е место в федеральном конкурсе сельхозкооперативов в 2017 году) Максим КОЧЕВ. Мы пообщались с ним, чтобы узнать, какой была дорога к прочному союзу производителей и что ждет кооператив в будущем. 



ЛПХ плюс КФХ 

- Максим Александрович, как появилась идея создания сельхозкооператива?
- Идея появилась не у меня одного. Мысль о кооперативе зародилась у фермеров Чарышского района. Нашей целью было объединить усилия в целях поиска каналов сбыта сельхозпродукции по максимально выгодной цене. Естественно, речь шла о том, чтобы исключить посреднические звенья из цепи реализации сельхозпродукции. 

- Сегодня члены кооператива «ЧарышАгроПродукт» это кто?
- Как я уже говорил, идея зародилась достаточно давно, но понадобилось несколько лет, чтобы реализовать ее полностью. Документально мы создали кооператив в 2014 году, а в течение следующего нарабатывали базу для деятельности, приходили к пониманию того, кто должен войти в кооператив. К концу 2015-го осознали, что членами должны быть личные подсобные хозяйства и мелкие КФХ. Именно эта группа производителей оказалась наиболее перспективной,  у них сформировался наибольший спрос на кооперацию. 
Таким образом к концу 2015 года мы фактически оформились как кооператив, появилась система связи между ЛПХ и фермерами. Как раз в этот момент мы узнали о госпрограмме по оснащению кооперативов материально-технической базой. Обратились в управление сельского хозяйства, написали презентацию, составили бизнес-план, который был одобрен. Сумма господдержки для нас составила 10 миллионов рублей, которые мы осваиваем сегодня с участием собственных средств (общая сумма около 17 миллионов). В частности мы приобрели технику по охлаждению молока, закупили шесть автомобилей. В этом году планируем приобрести еще четыре авто для перевозки и охлаждения молока. 



На пути к переработке

- Как развивался кооператив? Сразу ли люди пошли к вам?
- Конечно, нет. Изначально с нами были те, кому это было действительно нужно и интересно, около 20 человек в общей сложности. Когда мы стали развиваться в сфере молокоприемки, я начал ездить по районам, собирать народ, объяснять суть сельхозкооперации. Людей приходило много. Кто-то сразу понимал, о чем речь. Кто-то звонил мне потом, задавал вопросы. 
Понемногу люди стали подтягиваться, писать заявления на вступление в кооператив. Но самый большой приток членов у нас случился, когда начались первые кооперативные выплаты. Это не просто деньги за сданную продукцию. Это дополнительный доход, который выплачивается члену кооператива по результатам деятельности организации за отчетный период, в частности, за квартал. 
Со сдатчиками, которых у нас сегодня гораздо больше, чем членов, кооператив заключает договор на реализацию продукции, согласно которому обязуется продать ее по максимально выгодной для сдатчика цене. Для этого у нас в штате есть люди, которые постоянно мониторят рынок и ищут выгодные контракты. В итоге сдатчик получает деньги за молоко или мясо, а член кооператива – еще и долю от прибыли по итогам деятельности.
Сейчас желающих вступить в кооператив у нас хватает. В 2017 году на общем собрании мы приняли регламент, в соответствие с которым претендент на членство в кооперативе должен сдавать нам свою продукцию не менее трех месяцев. При этом не должно быть проблем с качеством. Если мы говорим о молоке, то это наличие воды, антибиотика и так далее. Скажу сразу, отбор проходят не все.

- Сколько хозяйств сегодня входят в «ЧарышАгроПродукт»?
- На данный момент в кооперативе 101 хозяйство, около 200 сдатчиков. Географически мы осуществляем деятельность на территории Краснощековского и Чарышского районов, в этом году у нас в планах – зайти на территорию Шипуновского. Там уже ведутся работы по строительству мобильного молокоприемного пункта. С инфраструктурой нам посодействовали местные власти, оборудование мы взяли в лизинг. Этим летом новый пункт молокоприемки должен начать работу. 

- Сразу ли кооперативу удалось выйти на прибыль? 
- Прибыль, конечно, была не сразу. Очень важным для нас стало понимание того, что просто купить и продать сельхозпродукцию с прибылью нереально. Сегодня рынок движения молока, довольно специфический, сформирован, и молзаводы существуют в сложившейся ценовой системе. 
Когда мы начали работать и обращаться в отделы закупа, на заводах нам предлагали непроходную цену, по которой мы не могли работать. Более того нас пытались всячески вытолкнуть с этого рынка. В итоге мы приняли решение отойти от классической схемы «купи-продай» и вышли на предприятие Солонешенского района, с которым стали работать по бартерной системе. Постепенно  у нас сформировался договор мены, в соответствии с которым мы сегодня возим им молоко, а они нам его перерабатывают и отдают в виде готовой продукции. 



Готовый бренд 

- Что производится под маркой «ЧарышАгроПродукт»?
- На сегодня мы зависим от перерабатывающего предприятия, от их возможностей. Летом мы получаем один вид продукции, осенью – другой. В основном это сливочное масло и несколько видов полутвердых сыров. 


- Планируете ли вы расширять список партнеров среди молзаводов?
- У нас были планы работать с Рубцовским заводом. Однако мы просчитали затраты, которые требовались на приведение оборудования в соответствие с международными требованиями (завод входит в группу компаний PepsiCo, - прим. авт.), и поняли, что пока не можем позволить себе таких вложений. Нам выгоднее наладить собственную переработку. Исходя из этих соображений, мы выкупили Чарышский молзавод и начали его модернизацию. Здесь мы хотим наладить выпуск твердых сыров и сливочного масла.

- Под каким брендом будете продвигать свой продукт?
- Исторически так сложилось, что чарышские сыры не нуждаются в рекламе. Поэтому мы так и будем выпускать их под маркой «ЧарышАгроПродукт». На самом деле, когда люди узнали, что мы хотим запустить Чарышский молзавод, стали звонить и спрашивать когда уже, когда.

- Какой объем продукции вы производите сегодня и где реализуете готовую?
- Объемы у нас относительно небольшие. В 2017 году кооператив получил 2500 тонн молока, из которого выработано 250 тонн сыра. Мы имеем два основных канала продажи – через сеть дистрибьютеров и собственный торговый дом, команду, которая ежедневно занимается поиском рынков сбыта. В основном это небольшие магазины в Барнауле и по краю.

- Не было желания зайти в сеть?
- Нам это не выгодно. Собственник сети заинтересован, прежде всего, в максимизации своей прибыли и ориентирован на своего покупателя, поэтому выставляет особые требования к ассортименту и цене. С другой стороны, сеть содержит огромный административный аппарат, а потому продукт одного качества может стоить по-разному в небольшом магазине и сетевой точке. У нас путь до прилавка короче, а потому цена на продукцию высокого качества не заоблачная. Сегодня есть потребители, которые ходят именно в небольшие магазины и выбирают продукт от производителя.

- Максим Александрович, вы ничего не сказали о мясной переработке, ведь кооператив выпускает и колбасы…
- Да, действительно. Под нашим брендом выпускается около 100 видов колбас и мясных деликатесов. Производство расположено в Барнауле, а бойня и первичная переработка – в Чарышском районе. Более того, мы начинали именно с мясной переработки. Был ряд хозяйств, заинтересованных в сдаче мяса на убой. Наша колбаса реализуется примерно по той же схеме, что и молоко, идет в основном в небольшие магазины. Надо сказать, что ее охотно разбирают. Причина – в ней нет ничего искусственного, только мясо, шпик, специи. 

Историческая правда 

- Каким вы видите кооператив через несколько лет?

- Для меня кооперация - это способ стабилизации и вывода из стагнации рынка производства, переработки и сбыта молочной продукции. В наших планах через несколько лет занять устойчивые позиции в тех районах, где мы работаем, так, чтобы наши члены не испытывали постоянных стрессов от колебаний цены на молоко. Они должны четко понимать, из чего складывается та цена, которая им предлагается. Сейчас они это могут видеть.

- Что вас вдохновило в свое время на создание кооператива?
- Историческая правда, если можно так сказать. Ни для кого не секрет, что в тех районах, где мы работаем, в начале 20 века существовало множество кооперативов по молокопереработке. Сливочное масло шло на экспорт, кооперативы гремели на всю Россию и были прибыльны. Я решил, что ничто не мешает нам восстановить историческую справедливость.
Когда я изучал историю кооперации, то был на территории Змеиногорского уезда, которая сегодня частично относится к Курьинскому району. Там я зашел в музей истории камнерезного дела и увидел целую комнату, увешанную фотографиями людей. Оказалось, что это – знаменитые сельхозкооператоры начала 20 века. Что район в те времена был известен не столько заводами, сколько кооперативами, и этих людей до сих пор помнят и чтут. После этого я укрепился в мысли, что занялся нужным делом. 


**
Специальный вопрос
- Какой формой господдержки кроме грантов вы пользуетесь?
- Мы активно сотрудничаем с Алтайским фондом микрозаймов. Например в прошлом году мы получали займ три миллиона под 5% годовых, нас это вполне устраивает, и сегодня фонд готов повысить нам сумму кредита. 


**
Цифры и факты
В данный момент в регионе зарегистрировано 49 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в том числе за 2 последних года в крае создано 11 новых  (7 – в 2017 году) по закупу и переработке молока, мяса, овощей и фруктов, льна.
Поручение президента России Владимира Путина по развитию кооперации в нашем регионе реализуется успешно. В крае создана специальная рабочая группа под руководством первого заместителя председателя правительства Алтайского края Александра Лукьянова. Главная ее задача – организация взаимодействия региональных ведомств. Также наш регион на федеральном уровне отнесен к числу территорий, где реализуются наилучшие практики. 
Поддержка кооперации осуществляется в рамках специальной программы в форме предоставления грантов на создание материально-технической базы кооперативов. За три года поддержка этого направления составила в общей сложности более 81 млн рублей, в том числе в 2017 году 25 млн рублей. Поддержка предоставлена 6 кооперативам в Тальменском, Топчихинском, Первомайском, Чарышском, Целинном и Смоленском районах. В 2018 году объемы финансирования этого направления будут не ниже текущего.

**
Наша справка
Максим Кочев родом из Шипуновского района. Окончил Томский государственный университет по специальности юриспруденция, а затем Академию экономики и права по направлению «менеджмент». Кандидат экономических наук. По его словам, в сельхозкооперацию его привели реализация трудов по синергетическому эффекту. «Это одна из форм, где принцип перехода количества в качество проступает наиболее ярко. Где один плюс один равно гораздо больше, чем два», - уверен председатель «ЧарышАгроПродукта».

Автор: Елена НЕСТЕРЕНКО

 
По теме
В Алтайском крае  кооперативы , получившие гранты на создание и развитие материально-технической базы, по итогам 2017 года получили  262 миллиона рублей выручки  от реализации сельскохозяйственной продукции.
В Алтайском крае кооперативы , получившие гранты на создание и развитие материально-технической базы, по итогам 2017 года получили 262 миллиона рублей выручки от реализации сельскохозяйственной продукции.
По итогам 2017 года кооперативами, которые за период реализации программы по развитию этого направления стали грантополучателями, от реализации сельскохозяйственной продукции получено выручки в сумме 262 млн.
Так считает руководитель сельхозкооперативов «Колос» Тальменского района и «Восход» Топчихинского района.
Алтайский филиал Президентской академии приглашает студентов вузов 2-5 курсов к участию во Всероссийском конкурсе научных работ по статистике и предиктивной аналитике.
Пропуск талых вод  в Хабарском районе - Газета Вестник целины В весенний период пропуска паводковых вод в населённых пунктах Хабарского района, при увеличении уровня воды в реке Бурла, может происходить подтопление жилых домов и надворных построек.
Газета Вестник целины
Эвакуация в барнаульском ТЦ/ Фото: Екатерина Смолихина - ИА Амител Правоохранительные органы разыскивают распространителей фейков В соцсетях и мессенджерах распространяются сообщения о готовящихся нападениях на крупные торговые центры Барнаула в начале апреля.
ИА Амител
Здоровье: сохранить и преумножить! - Министерство здравоохранения Профилактические осмотры и диспансеризация позволяют выявить на ранней стадии многие неинфекционные хронические заболевания, борьба с которыми предусмотрена рамках национального проекта «Здравоохранение».
Министерство здравоохранения