Новости города БезФормата.Ru
Барнаул
Главные новости
 
Задать вопрос?

Руководитель ФИПИ Оксана Решетникова рассказала о содержании и изменениях в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ

Директор Федерального института педагогических измерений Оксана Решетникова рассказала корреспонденту «Учительской газеты» об изменениях в контрольно-измерительных материалах.

- Оксана Александровна, уже неоднократно говорилось, что содержательных изменений на ЕГЭ-2017 не будет, за исключением отказа от заданий с выбором одного ответа на экзаменах по химии, биологии и физике. Изменится и форма подачи некоторых заданий. Что конкретно имеется в виду?

- Действительно, изменения в ЕГЭ носят эволюционный, а не революционный характер. И форма заданий совершенствуется прежде всего для того, чтобы участники экзамена в максимальной степени могли проявить свои умения. При этом знаниевая часть остается незыблемой: измеряется только то, что изучается в школе. Подготовка к экзамену и его оценивание идут в логике - стандарт, учебная программа и учебник из Федерального перечня. Поэтому, когда мы говорим, что меняется КИМ, это не означает, что начнут проверять и спрашивать что-то новое. Меняются только форматы. Например, в биологии никогда не было заданий, основанных на графике. При этом графическое представление информации давно норма на экзаменах по физике, математике, обществознанию. Графические материалы по этим предметам школьники видят на стенах в кабинетах. И это привычно. Так почему же должны смущать задания, основанные на графике, на экзамене по биологии? Тут всего лишь логическое продолжение имеющейся практики. Поэтому в ЕГЭ по биологии были включены задания, требующие анализа статистической информации, представленной в форме графиков, диаграмм и таблиц. Еще одна группа интересных заданий предполагает анализ изображений различных биологических объектов: их структуры, функций. Также предложено задание на заполнение смысловых пропусков в схеме.

Стала более стройной и структура первой части экзаменационной работы в ЕГЭ по химии: она представляет собой несколько тематических блоков, и участникам экзамена будет проще сконцентрироваться, переходя от одного тематического блока к другому.

Вообще в последние годы экзаменационные задания ЕГЭ по многим предметам стали более разнообразными, все они направлены на проверку овладения различными умениями, способами познавательной деятельности. Участники экзамена должны не просто продемонстрировать свои знания, но и способность их применять при анализе информации, решении разнообразных задач, изложении и аргументации своего мнения, оппонировании в дискуссии, в рассуждении на предложенную тему.

- Можно ли говорить, что задания становятся сложнее или, напротив, упрощаются?

- Нет, задания сохраняют изначально заданный уровень сложности. Они не становятся ни легче, ни сложнее. Мы живем в условиях четырехлетнего использования результатов, и не может быть так, чтобы в один год что-то было проще, а в другой - труднее.

Логистика в создании КИМов такова: сначала готовится перспективная модель разных заданий. Потом перспективная модель в целом КИМа. Затем следует апробация всех компонентов, анализируются полученные по ее итогам данные: как выполняется каждое задание, как задания коррелируют между собой и как части КИМа друг с другом сопоставляются. На основании этого мы делаем выводы, что необходимо скорректировать, чтобы, например, сохранить уровень сложности, где нужно добавить или, наоборот, убавить. Так что система подготовки КИМов очень регулируемая. Здесь все происходит последовательно и поэтапно.

- До конца апреля этого года будет проходить общественно-профессиональное обсуждение перспективной модели ЕГЭ по литературе. В прошлом году 13 регионов в пилотном режиме уже приняли участие в ее обкатке. Что предлагается изменить? Вернется ли устный экзамен?

- Введение устного ЕГЭ по литературе пока не планируется. А работа над перспективной моделью ЕГЭ по этому предмету идет уже второй год. И тут мы также движемся в привычной логике - апробация, анализ и обсуждение, получение отзывов, корректировка системы оценивания. После этого к 2018 году мы будем готовы эту модель предложить. Конечно, при условии, что ее поддержит профессиональное сообщество.

А перемены состоят в отказе от заданий с кратким ответом в пользу развернутых. Мы увеличиваем число заданий по выбору участника сдачи экзамена. При этом суммарное число заданий с развернутым ответом не увеличено: экзаменуемый пишет четыре развернутых ответа ограниченного объема и одно сочинение.

В части 1 альтернативными стали первые два задания к фрагменту эпического (лироэпического, драматического) произведения и первые два задания к лирическому произведению. Важно, что здесь уже есть возможность подобрать наиболее приемлемый для себя способ выполнения задания. А в части 2 (это как раз сочинение) увеличено количество альтернативных тем с трех до четырех. Порядок расположения тем сочинений различного типа варьируется с учетом жанрово-родового разнообразия литературного материала и литературной эпохи. Это также означает, что участник экзамена может выбрать то, что ему ближе: кто-то возьмет современную литературу, кто-то - литературу определенного века. Кстати, требования к объему сочинения (часть 2 экзамена) повышены: экзаменуемым рекомендован объем не менее 250 слов (было 200). А если в сочинении менее 200 слов (было 150), то такую работу оценят в 0 баллов.

Отмечу и то, что в перспективной модели ЕГЭ по литературе усовершенствованы критерии оценивания развернутых ответов. Например, обеспечена большая прозрачность формирования оценки за отдельные задания и работу в целом, усилен контроль за качеством речи экзаменуемого: речь оценивается в ответах на все задания, тогда как в действующей модели не оценивается речь в ответах на сопоставительные задания.

По результатам апробации новая модель ЕГЭ по литературе поддержана 94 процентами учителей. Анализ результатов выполнения КИМов показал, что новая модель не является принципиально более сложной, чем действующая, и что есть корреляция между уровнем выполнения работы и школьными отметками по литературе. Ну а окончательные итоги будут сделаны по результатам масштабной апробации в регионах и по итогам общественно-профессионального обсуждения.

- Понятно, что смена экзаменационной модели происходит в связи с изменением образовательного стандарта. Насколько в работе над национальными КИМами используется опыт формулирования заданий в международных сравнительных исследованиях PIRLS, TIMSS, PISA?

- Прежде всего во внимание принимается опыт в области создания практико-ориентированных заданий. Их у нас становится больше. Постепенное увеличение доли заданий с развернутым ответом, по сути, также ориентация на международный опыт. Ведь в PIRLS, TIMSS, PISA более половины заданий как раз задания с открытым или свободно конструируемым ответом, поскольку именно они обладают максимальным диагностическим потенциалом. Но следует отметить, что это именно внимательный анализ существующей практики создания заданий для международных сравнительных исследований, а не слепое копирование. Все лучшее принимается во внимание, но разработка моделей экзамена и отдельных заданий осуществляется исходя из потребностей и реалий именно нашего российского образования.

- Каким образом педагоги могут влиять на процесс корректировки КИМов?

- Ежегодно с конца августа по середину октября на сайте ФИПИ проходит общественно-профессиональное обсуждение документов, регламентирующих разработку КИМов: демоверсий, спецификаций и кодификаторов. У педагогов есть возможность направить любые комментарии и замечания. Дальше федеральные комиссии по разработке КИМов по разным предметам по итогам общественно-профессионального обсуждения анализируют поступившие замечания. В прошлом году большая часть вопросов касалась того, достаточно или нет времени на выполнение работы, кто-то писал, что задания слишком простые, другие, напротив, указывали, что уровень сложности демоверсии не соответствует реальным КИМам. Были и предложения по корректировке конкретных заданий. Всем авторам обращений были направлены ответы с разъяснениями.

Вот, например, учитель иностранного языка направил замечание, что на ЕГЭ по этому предмету много лексики, которая не изучается по программе. Ему ответили, что ни федеральный компонент, ни примерная программа не дают обязательного списка слов, подлежащих изучению. Но оба документа содержат требования по формированию у учеников языковой догадки, умения догадываться о значении слова по контексту, по морфологической структуре слова, по аналогии с родным языком, если встречаются международные слова. Языковая догадка необходима для чтения с пониманием основного содержания текста и чтения с пониманием запрашиваемой информации. Таким образом, заблуждается тот, кто считает, что для понимания текста надо знать все использованные в них слова.

Нам пишут и дети. Вот процитирую обращение выпускника школы: «Я ученик 11-го класса. Готовлюсь к ЕГЭ, больше всего проблем с математикой профильного уровня. По времени не укладываюсь. Прошу вас продлить время проведения на 30 минут либо выдавать на месте проведения калькуляторы, на вычисления приходится тратить много времени. И было бы хорошо дать перерыв после двух часов хотя бы на 20 минут, а то голова начинает болеть без отдыха, если заниматься, даже врачи говорят, что после полутора часов умственных занятий надо взять перерыв на 15 минут. Или разделить на два дня, чтобы на первый день 12 заданий за 1 час, а на второй день уже задания 2-й части за 3 часа. Примите меры!»

- И что ответили одиннадцатикласснику? Может быть, действительно пора разрешить использование калькуляторов и делать перерывы в экзаменах?

- Не соглашусь. Использование калькуляторов не разрешено, поскольку на экзамене в том числе проверяется и вычислительная культура. А владение вычислительными приемами нужно каждому человеку, для того чтобы сориентироваться в разных жизненных ситуациях.

Кстати, на профильной математике для заданий высокого уровня сложности, требующих многоступенчатости рассуждений, сохраняется даже право на ошибку. При этом можно получить максимальный балл. Если к правильному ответу ребенок пришел своим собственным, нешаблонным и креативным способом, сделав в ходе решения задачи незначительную ошибку, эксперт вправе поставить максимальный балл. Обращу внимание, что все возможные подходы к оцениванию, в том числе рассмотрение нестандартных работ, - это предмет очень серьезного обсуждения на ежегодных семинарах по согласованию подходов к оцениванию, проводимых ФИПИ для председателей всех предметных комиссий регионов нашей страны.

А вот разделение экзамена или увеличение его длительности невозможно. Таков регламент экзаменационных испытаний, когда выпускник должен продемонстрировать все, чему научился за школьные годы.

Цифры и факты:

ЕГЭ в 2017 году будет проводиться в досрочный период - с 23 марта по 14 апреля и в основной период - с 29 мая по 1 июля.

На ЕГЭ-2017 будет задействовано более 5500 пунктов проведения экзаменов.

По предварительным данным, участие в досрочном этапе примут 44 тысячи человек, а в основном - 703 тысячи человек.

Онлайн-видеонаблюдение будет увеличено с 83% в 2016 году до 93% в 2017 году.

Доля пунктов приема экзаменов, где экзаменационные материалы будут печатать и сканировать прямо в аудиториях, вырастет в текущем году до 50%.

Регионам будут предоставлены субсидии для технологического обеспечения региональных центров обработки информации и пунктов проведения экзаменов в размере 540 млн руб. Получателями субсидий станут 54 субъекта РФ.

Усилится общественное наблюдение за ходом проведения ЕГЭ за счет создания региональных ситуационных центров видеонаблюдения: около 3000 студентов будут привлечены в качестве федеральных общественных наблюдателей и 3000 студентов - в качестве онлайн-наблюдателей.

Финал Международного конкурса Высший балл или Ум+красота=студент состоится сегодня, 27 марта, в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсозов.
27.03.2017 Алтайская правда
23 марта на базе Барнаульского филиала Финансового университета при Правительстве Российской Федерации состоялся краевой этап Всероссийской олимпиады среди профессиональных образовательных организаций по специальности «Э
27.03.2017 Управление по образованию
С 22 по 29 марта в Казани на базе Межрегионального центра компетенций Казанского техникума информационных технологий и связи проходят отборочные соревнования по блоку компетенций «Информационные технологии».
27.03.2017 Управление по образованию
На заседании Ученого совета АлтГПУ, прошедшем 23 марта, был утвержден список кандидатов на замещение должности ректора университета.
27.03.2017 АлтГПУ
«Учитель года Алтая-2017» – учитель русского языка и литературы Арсен Григорян, выпускник АлтГПУ - АлтГПУ В очередной раз вершины в краевом конкурсе профессионального педагогического мастерства достиг выпускник Алтайского государственного педагогического университета.
27.03.2017 АлтГПУ
«Ночь музеев» в Алтайском крае пройдет 20 мая - НовостиАлтая.рфАлтайский край снова присоединиться к Всероссийской акция «Ночь музеев». В этом году акция пройдет 20 мая.
27.03.2017 НовостиАлтая.рф
Активная работа специалистов краевой службы занятости населения по подбору подходящей работы для многодетных родителей способствует решению основной задачи государственной семейной политики – развитию экономической самос
27.03.2017 Управление соцзащиты
В девятый раз в Алтайском крае состоится Международный молодежный  управленческий  форум «Алтай.
27.03.2017 Управление по образованию
Zhurnalistam-i-professija-massazhista-po-rukam1 - Портал Вечерний БарнаулВ этом году в проект «Журналист меняет профессию» включился Алтайский государственный медицинский университет.
27.03.2017 Портал Вечерний Барнаул
ССО «Инвар» посетил лицей № 129 г. Барнаула - АлтГУ24 марта студенческий строительный отряд «Инвар» химического факультета Алтайского государственного университета посетил лицей № 129 г. Барнаула.
27.03.2017 АлтГУ
Накануне на базе Благовещенского строительного техникума завершилась краевая олимпиада профессионального мастерства по специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений».
27.03.2017 Управление по образованию
Нажмите, чтобы увеличить изображение 22марта2017_011.jpg - АГАУI этап Всероссийского конкурса на лучшую научную работу среди студентов, аспирантов и молодых ученых (в возрасте до 25 лет) высших учебных заведений МСХ России по номинации «Ветеринария» состоялся 22 марта на факультете
27.03.2017 АГАУ
Нажмите, чтобы увеличить изображение -4dgEB3VETs.jpg - АГАУИ вновь всю талантливую, студенческую молодежь Алтайского края охватил традиционный, XX краевой фестиваль студенческого творчества «Студенческая весна на Алтае.
27.03.2017 АГАУ
f3e80167e32d4b91eb316f8a1a552492 - Газета СельчанкаПравительство РФ приняло постановление о введении ограничений для водителей, стаж вождения которых составляет менее двух лет, сообщает «РГ» со ссылкой на официальный сайт кабмина.
27.03.2017 Газета Сельчанка
А Рубцовске проводится проверка по факту несчастного случая, произошедшего с 8-летним мальчиком, провалившегося под лед на реке Алей - Следственный комитетДнем 25 марта 2017 года на реке Алей в районе набережной им. Петрова 8-летний мальчик, находясь без сопровождения взрослых, провалился под лед и не смог самостоятельно выбраться.
27.03.2017 Следственный комитет
Александр Куркин, «Марал» - Администрация Алтайского краяКраевой информационный телеканал  «Катунь 24»  краевая радиостанция «Катунь FM» предлагают своим зрителям и слушателям новый творческий проект.
27.03.2017 Администрация Алтайского края
383774_size2 - Газета СельчанкаФункции по замене и выдаче прав получили многофункциональные центры. Глава федерального правительства Дмитрий Медведев подписал постановление, согласно которому в России изменен порядок замены и выдачи водительских удостоверений.
27.03.2017 Газета Сельчанка