В барнаульских кинотеатрах завершается показ картин Шукшинского кинофестиваля, в рамках которого можно было познакомиться с фильмами-участниками и пообщаться с их создателями. На некоторых из них удалось побывать корреспондентам «Вечернего Барнаула»
«Время первых»«Это картина, за которую мне не стыдно, – рассказывает о фильме Анатолий Котенёв, исполнитель роли генерал-лейтенанта Николая Каманина. – Я говорю не только про свою работу, а про работу всего творческого коллектива».
Действительно труд был колоссальный, консультировал съемочную команду лично Алексей Леонов, чей выход – первый в истории планеты! – в открытый космос и лег в основу картины. Фильм создавался три года.
По словам Котенёва, съемки шли тяжело, требовалось много детальных кадров, на одну коротенькую сцену могло уйти полдня, задействовалась целая вереница машин с техникой. И вот к концу года, когда все было отснято... «Что-то не устроило продюсера, и они расстались с режиссером, – говорит актер. – Часть материала все-таки вошла в картину – в основном как хроника в конце фильма. А все остальное пересняли. Пришел новый режиссер, Дмитрий Киселёв, который по-новому взглянул на материал. Он поменял актеров, переписал сценарий, удалил длинные сцены, некоторых персонажей, придумал новые ходы».
Котенёв предупредил: «Важное качество зрителя при просмотре – не стесняться реагировать». И зрительный зал не стеснялся. Дружно смеялся над шутками (часть из которых понятны только советскому поколению), подбадривал экранных героев, возмущался их поведением. А я, кроме того, после общения с актером крайне внимательно следила за сценой взлета космического корабля: оказывается, ее снимали на Белорусском вокзале в Москве. Но дорисовали качественно.
«Птица»Режиссерская дебютная работа Ксении Баскаковой уже успела завоевать более десятка призов на известных кинофестивалях, а на индийской версии «Оскара» Indian Cine Film Festival взял главный приз.
«Мы хотели, чтобы картина получилась эмоциональной, драйвовой, близкой и понятной зрителю, – говорит Ксения Баскакова. – Здесь есть особенное музыкальное наполнение, ведь Петербург – это родина рок-музыки. Музыка у нас разнообразная – не только рок. Нередко приходилось фантазировать и изобретать что-то свое. Фильм задуман как позитивный, светлый, несмотря на то что история девочки Кати сама по себе весьма драматична».
Кстати, про позитив в картине. Настраивая барнаульских зрителей на фильм, режиссер вспомнила рабочий момент во время съемок в шикарном кабинете в здании одного из банков. Когда большую часть сцены уже отсняли, внезапно включилась система пожаротушения, это произошло из-за того, что световой прибор стоял рядом с датчиком температуры. Главные герои в игровых костюмах, реквизит, техника оказались под проливным дождем. Команда справлялась с потопом своими силами, используя подручные средства. Затопило четыре этажа. Чтобы сгладить инцидент, режиссер упрашивала охранника: «Хотите, я вашу жену сниму в кино? Хотите, я ваших детей сниму в кино? А вашу любовницу?» На последнее он согласился.
«Неотосланные письма»На первых же кадрах с вступительными титрами зрители напряглись: «Неужели мы будем смотреть фильм на татарском языке?».
Да, на протяжении двух часов с экрана прозвучало не больше десятка фраз по-русски, все остальное сопровождалось субтитрами. Жаль только, что нам не перевели песню главной героини, – судя по всему, в ней заключается глубинный смысл, который для барнаульского зрителя, к сожалению, остался недоступным.
Одноименная повесть (автор – советский писатель Адель Кутуй), по сюжету которой был снят фильм, вся состоит из писем, в них героиня по имени Галия вспоминает свое прошлое, расписывает переживания. И фильм получился сродни биографическому: без экшена, без четко расставленных акцентов, но с картинками из сельской жизни, сюжетами трудовых дней молодого врача, которые так и останутся невыстрелившим ружьем. За счет этих картинок фильм кажется затянутым. Однако именно в них – своеобразный шарм, и, если задуматься, наверняка именно их описывает Галия в своих посланиях, которые периодически пишет в стол, чтобы передать их адресату в самом конце.
Для современного зрителя картина крайне непривычная, потому время от времени возникает желание прервать просмотр, но, на мой взгляд, благополучному городскому жителю необходимо увидеть полностью и такую сторону жизни, которая показана в «Неотосланных письмах».
«Его дочь»Фильм «Его дочь» режиссера Татьяны Эверстовой рассказывает историю маленькой девочки Тани, которая живет с бабушкой и дедушкой в далекой якутской деревне.
Безмятежные летние дни и бытовые хлопоты, кружки с большими оранжевыми горошинами, телевизор, накрытый кружевной салфеткой, поездки на сенокос – все эти детали возвращают зрителя к светлым воспоминаниям о детстве. Несмотря на сравнительно скудные реплики, каждая фраза в фильме имеет глубокий смысл. Почему нельзя закапывать яичную скорлупу, а в лес нужно всегда заходить по тропе? Зачем покрывать голову после полудня и как правильно вести себя рядом с водой? Ответы на все эти вопросы взрослые дают, опираясь на традиции и мудрость предков.
Особого внимания заслуживает работа операторов. Просто снять красивый пейзаж несложно, а вот заставить зрителя почувствовать то, что чувствует ребенок, под силу не каждому. Мне как лингвисту также было интересно подметить сходство якутского языка с корейским и турецким.
В целом картина оставляет очень светлое впечатление. Из-за неспешного развития сюжета ты как будто погружаешься в медитацию и пробуждаешь забытые детские ощущения. Наверное, поэтому люди, покидая зрительный зал, плакали, улыбаясь друг другу.
«Ке-ды»Еще один фильм, представленный в рамках Шукшинского кинофестиваля, – «Ке-ды» Сергея Соловьёва.
История о призывнике Саше по прозвищу Джаггер, который за несколько дней до ухода в армию собирается купить кеды. Однако по пути вызывается помочь малознакомой девушке Амире отвезти сына в интернат.
Магия Соловьёва – в умении снимать современные фильмы, сохраняя собственный стиль. Как и вышедшая 30 лет назад «Асса», новая кинолента снята в первую очередь для молодежи. Тонкий юмор и абсурдные сцены на фоне общей глубины мысли создают ощущение нереальности. Режиссер неоднократно говорил, что его новая работа, по сути, «ни о чем». Фильм – про кеды, ну и про любовь. Однако, посмотрев картину, понимаешь, что она «ни о чем» – значит «обо всем». И несмотря на то, что картина снята очень красиво, а вся эротика представлена без единого намека на пошлость, реакция зрителей была неоднозначной. Некоторые уходили прямо посреди сеанса. Но свою аудиторию фильм все же нашел. После показа старшеклассники и студенты живо обсуждали картину, пытались понять идею и найти смысл каждого кадра.
На мой взгляд, это лучший отечественный арт-хаус за последние несколько лет. О нем не нужно говорить, его нужно смотреть.
Анна Балашова.