Современную молодежь просто так в картинную галерею не заманишь, ей подавай что-нибудь этакое, лучше навороченное и способное отобразиться на экране последнего гаджета. Музейщики нашли способ, как эти потребности удовлетворить, и теперь с помощью приложения дополненной реальности Artefact заставляют новое поколение приходить в музеи и смотреть на живые картины.
Кликая на интерактивные точки, можно увидеть мелкие детали картины в увеличенном размере.
Фото Юлии Неволиной
Уже несколько лет на просторах Интернета существует виртуальная площадка — портал izi.TRAVEL. Это своеобразная платформа, где сконцентрировано огромное количество аудиогидов на десятке разных языков, которые могут ознакомить пользователя с выставками, музеями и достопримечательностями городов многих стран.
Совсем недавно в сети появилось еще одно похожее приложение Artefact. Правда, знакомит оно исключительно с выставками и то частично. Как отмечают музейные работники, в этом и есть одно из его главных преимуществ, ведь, увидев часть экспозиции, пользователь захочет посмотреть ее в полном объеме и узнать больше, чем вмещает в себя портал.
Примечательно, что приложение работает в двух режимах – каталожном и дополненной реальности. Если первый позволяет дистанционно ознакомиться с полотном, его автором и особенностями, то второй – узнать дополнительную информацию прямо во время экскурсии (названия картин, которые отображаются в нем, отмечены черным квадратиком). В последнем случае посетителю достаточно навести камеру мобильного устройства на произведение искусства, и на экране появится от трех до девяти интерактивных меток. Нажав на любую из них, пользователь узнает о необычных фактах из биографии художника или истории объекта, изображенного на картине. Если экспонат реставрировали, то сможет увидеть его состояние до реставрации, а также сам процесс восстановления.
Первый в краеСейчас Artefact активно осваивают не только федеральные, но и краевые, и муниципальные музеи. В нашем регионе первопроходцем стал Государственный художественный музей. Хотя его сотрудники только в июне приступили к наполнению собственного профиля, уже сейчас с помощью приложения можно ознакомиться с выставкой «Время былое…» (напомним, увидеть экспозицию можно до 28 октября).
— Artefact был разработан специально для российских музеев, и для субъектов он интересен тем, что мы можем пользоваться платформой абсолютно бесплатно, — подчеркивает Ольга Филиппова, главный специалист управления Алтайского края по культуре и архивному делу. – Думаю, в следующем году уже все краевые музеи будут задействованы в этом проекте. Кстати, муниципальные музеи тоже активно принимают участие в создании своего профиля — знаю, что осенью «Город» планирует запустить свой виртуальный гид.
Как отметили сотрудники ГХМАК, платформа оказалась привлекательной и для пользователей, и для них самих – в процессе работы над ней даже они открывают для себя новые факты.
— Когда мы только увидели программу, сразу поняли, что она необходима для нашей работы – популяризации коллекции и пополнения музеев, — отмечает Светлана Артюхова, заведующая сектором выставок научно-просветительского отдела художественного музея. – Работать с ней было интересно, потому что ты вносишь туда не только каталожные данные (размер, технику, год создания полотна), но и другую информацию, которую посетитель, отказавшись от экскурсии, никогда бы не узнал. Главная трудность, с которой мы столкнулись, – стилистика. Нужно было каким-то образом залезть в мозг современного молодого человека, мыслящего клипово и не воспринимающего большие тексты. Пришлось подстраиваться, ведь мы хотим, чтобы посетители не просто смотрели, но еще и видели.
Следующей выставкой, которую ГХМАК переведет в режим дополненной реальности, станет экспозиция «Этой ярмарки краски». В скором времени ее также будем рассматривать с использованием Artefact, который можно скачать в Google Play и App Store.
Artefact — совместный проект Министерства культуры РФ и портала «Культура.РФ». На работу над ним ушло около года, а прототипом стало приложение «Искусство реставрации», разработанное совместно со Всероссийским художественным научно-реставрационным центром имени Грабаря. Юлия Неволина