Юрий Гребенщиков – талантливый представитель молодого поколения алтайских художников. Увлекаясь графикой, он воссоздает в своих работах облик современного Барнаула, показывая понятный и привычный город с необычной стороны. На выставке «Барнаул. Известный и неизвестный» автор представил более 20 работ с видами, знакомыми каждому.
Юрий Гребенщиков картины создает тематическими циклами, запечатляя не только город, но и деревенские виды.
Фото Инны Бука
Как признался Юрий Гребенщиков, он никогда не рисовал. В школе занимался спортом, но из-за серьезной травмы вынужден был это дело оставить. Тогда друзья рассказали ему о новом направлениии в АлтГТУ им. И.И. Ползунова, связанном с архитектурой. Заинтересовавшийся юноша стал упорно заниматься на подготовительных курсах, но в первый же год провалился на вступительных. Зато в следующий раз прошел. Его успехи отмечали многие преподаватели, поэтому после получения высшего образования предложили остаться на кафедре изобразительного искусства. Только тогда, в 2010 году, молодой специалист вдруг всерьез увлекся творчеством и поставил перед собой цель – вступить в Союз художников, которая, к слову, успешно достигнута.
Учителем его был известный в Барнауле график Николай Зайков. Имея перед глазами такой пример, Юрий Гребенщиков влюбился в урбанистические пейзажи и теперь не просто переносит реальность на бумагу, а наполняет ее своими смыслами.
— Невольно сравнивая работы этих двух художников, видишь, что во многом они перекликаются, но у каждого есть свои особенности, — рассказывает куратор выставки Евгений Пешков. – Николай Зайков в своих произведениях делает акцент на визуальной, образной эстетике, а вот для его ученика характерно эмоциональное наполнение, они у него более живые.
На эмоциональное начало автора невольно откликается и зритель – каждая картина буквально заставляет рассматривать себя, чем-то цепляет, завораживает. Казалось бы, чем могут привлечь внимание площадь Октября или Новый рынок, где все уже рассмотрено на сорок рядов? Оказывается, могут.
Расставить нужные акценты Юрию Гребенщикову помогает уникальная техника, сочетающая карандаш или ручку с темперными красками, акварелью, гуашью или коллажем.
— Поначалу у меня работы были только карандашные, а потом просто захотелось цвета, вот я и стал его потихоньку вводить, — поясняет художник. – Сначала выделял какой-то не большой участок или уголок. Постепенно добавлял цвета все больше и больше и теперь делаю полноцветные работы. Первым опытом такого смешения была картина «Весенняя прогулка», она для меня среди всех работ, представленных на выставке, самая дорогая. На ней изображена моя жена с коляской – тогда дочка была еще совсем маленькой. Там краски и карандаш использованы в равных пропорциях. С нее-то все и пошло.
С помощью такого подхода автор притормаживает зрителя, подталкивает его к размышлениям.
Не уступают в привлекательности и другие, более традиционные картины. Хотя полноцветный Ленинский проспект в районе «Сибэнергомаша» или ТРЦ «Пионер» на картине залит светом и сочными летними красками так, что рефлекторно хочется зажмуриться, монохромные произведения не менее ярки и объемны. Так, на картине «Мост через ж/д пути в городе Барнауле» бликующий на солнце фрагмент перил вдруг пробуждает желание прикоснуться к ним. Наяву же дотронуться до его реального узора хочется нечасто.
В ГХМАКе представлена только часть урбанистических работ Юрия Гребенщикова. Некоторые из них, в частности, огромный триптих — панорама промзоны Барнаула, каждая из составляющих которого размером метр на два, попросту не поместились в выставочный зал.
Инна Галкина, директор ГХМАК: «Видно, что за работами стоит человек, которому интересно современное искусство и который им очень хорошо владеет. Юрию Гребенщикову замечательно удается передать фактуру материалов, а это и в графике, и в живописи не всегда художнику по силам. Даже современники Василия Тропинина, которому в огромную заслугу ставили фактурность картин, так не могли. А наш, пожалуйста, может». Юлия Неволина