Утонченная, умная графика Аркадия Казанцева украсила немало алтайских изданий

Утонченная, умная графика Аркадия Казанцева украсила немало алтайских изданий
Фото: info-vb.ru

В начале октября в рамках издательских проектов Алтайского края вышел в свет трехтомник сочинений известного писателя и исследователя Вячеслава Шишкова. Иллюстрации к нему выполнил Аркадий Казанцев, один из ведущих алтайских графиков, который убежден, что рисунки в книге – не просто сопровождающие текст картинки. Порой это подсказки, некие ключи к самому произведению, воздействующие на подсознание читателя.

«Книжные иллюстрации не просто дополняют текст, они его раскрывают», – убежден Аркадий Казанцев.
Фото Екатерины Пушкарской

На счету у Аркадия Викторовича немало оформленных книг. Это и двухтомное собрание сочинений Валерия Золотухина, и пятитомная антология «Образ Алтая в русской литературе XIX-XX веков», и первый в России шеститомник Георгия Гребенщикова, и издания, вышедшие за пределами нашего региона (достаточно назвать собрание сочинений Пушкина в шести томах, изданное в Красноярском крае). Причем, как заверил Аркадий Казанцев, сегодня на территории Алтайского края реализуется так много издательских проектов, что порой приходится отказываться от предложений, поступающих извне.

Сложный организм

Важность книжных иллюстраций Аркадий Казанцев осознал еще в детстве. Тогда одной из его любимых книг был носовский «Незнайка на Луне», украшенный удивительными иллюстрациями Генриха Валька. Зачитывался он и приключенческим циклом бразильского писателя Монтейру Лобату «Орден Желтого Дятла», который не представлял без рисунков известного художника-графика Аминадава Каневского.

— Я рос совершенно книжным мальчиком, – делится Аркадий Викторович. – И, как все дети, обожал книги с картинками. Все это совпало с еще одним моим увлечением, которое я развивал сначала в стенах 1-й художки, потом в Новоалтайском художественном училище, а затем и в Красноярском художественном институте. К некоторым книгам я даже сам рисовал иллюстрации, для себя. Позже увлекся Станиславом Лемом, братьями Стругацкими, а также латиноамериканцами вроде Борхеса, Маркеса, Касареса… Под их влиянием и формировалось мое мышление.

Еще во время учебы в институте Аркадий Казанцев стал получать первые заказы на оформление книг разных красноярских издательств. Уже тогда художник осознал, что книга – сложный организм, в котором важно все – и размер шрифта, и заставки, и шмуцтитулы, и качество полиграфии, иными словами, не только сам текст, но и его архитектоника.

— Я застал то время, когда книги делались вручную – на бумаге создавались рисунки, которые фотоспособом переносились на специальные пластины для клише, – поясняет Аркадий Викторович. – С наступлением цифровой эпохи труд художника упростился, но от этого не стал менее ответственным. И если раньше книги делались годами (на некоторые издания уходило от года до четырех лет), то теперь на все про все выделяется месяц, в лучшем случае полгода. К примеру, довольно кропотливо велась работа над шеститомником Гребенщикова – писателя особого, эпичного, владеющего необычным языком. И когда я прочел его, то понял, что в рисунке его писательские качества мне хотелось бы передать с помощью торцовой гравюры на дереве – поэтичной, придающей сюжету глубину и вместе с тем недосказанность. Но из-за того, что поджимали сроки (а для создания такой гравюры требовалось немало времени и кропотливого труда), я был вынужден отказаться от этой затеи. В итоге пришлось прибегнуть к языку цифровой графики, возможности которой не менее широки. При желании с помощью стилуса и графического планшета можно сделать имитацию любого стиля. Но все же ручная работа никуда не денется, она всегда будет цениться. Любая графика, будь то печатная или тиражная, – это особое ощущение.

Аркадий Казанцев – не только мастер трудоемкой и эффектной техники точечного рисунка тушью и пером, он является автором техники прорезной гравюры на бумаге, которую в цифре не повторить. Рождение смыслов

Как считает Аркадий Казанцев, от того, что люди стали чаще пользоваться «читалками», полиграфические изыски потеряли смысл. Но это не значит, что книжная иллюстрация как направление в искусстве изживает себя. Наоборот, в этом деле, которое постепенно становится штучным, повысились требования к художнику, к полиграфии в целом.

— Мы видим, как постепенно бумажная книга становится раритетом, – рассуждает он. – Ее рассматривают как ценный подарок, памятную вещь. Казалось бы, при таком раскладе все больше художников должно остаться без работы. Но почему-то я ощущаю обратную тенденцию. По крайней мере, в Алтайском крае, где издательское дело набирает обороты и в свет выходит все больше и больше качественных книг, работа графиков очень востребована. Из-за этого нередко приходится отказываться от проектов со стороны, поступающих в том числе и от столичных издательств.

В обширной библиотеке Аркадия Казанцева есть полка, посвященная любимым графикам. К их числу можно отнести Валерия Васильева, художника, оформившего, к примеру, рассказы Льва Толстого, Владислава Ерко, чьи рисунки украсили книги «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» Ричарда Баха, издания произведений Паоло Коэльо. Но, пожалуй, самым авторитетным мастером для Аркадия Викторовича стал Владимир Фаворский – удивительный график, тонкий искусствовед, оставивший после себя не только рисунки, но и работы по художественной теории. Есть на любимой полке алтайского графика и труды Карла Густава Юнга. Как человека, имеющего дело с художественными образами, Аркадия Казанцева интересует его учение об архетипах – живущих в подсознании каждого человека образах, на которых основана теория коллективного бессознательного.

— Задача художника – не просто проиллюстрировать сюжет книги, а, скорее, пропустить через себя произведение, уловить его язык, образный ряд и передать все это читателю, – говорит график. – В этом смысле иллюстратор добавляет книге свои смыслы. Так работали уважаемые мною графики – Владимир Раменский, Юрий Кабанов. Если говорить о других художниках, то мне близко творчество словацкого графика Альбина Бруновски, безусловно, никогда не перестанут восхищать знаменитые офорты Рембрандта и Дюрера.

В ноябре в Государственном художественном музее откроется выставка работ Аркадия Казанцева Art-Arcadia (6+), приуроченная к 50-летию алтайского графика. Наталья Катренко
 
По теме
Прокурор г. Барнаула обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском, в котором просил признать незаконным бездействие администрации города Барнаула и комитета по дорожному хозяйству, благоустройству,
Алтайский краевой суд
Льготные лекарства – это выгодно - Газета На земле троицкой До 1 октября текущего года федеральные льготополучатели должны сделать выбор между получением набора социальных услуг (НСУ) в натуральной форме или получением его денежного эквивалента.
Газета На земле троицкой
В целях сохранения здоровья населения Управление Роспотребнадзора по Алтайскому краю напоминает гражданам о необходимости соблюдения общих мер профилактики ОРВИ и гриппа.
Первомайский район
Финал конкурса "Маленькая особенная Мисс" - Сетевое издание Толк На финал конкурса, который состоялся в минувшую субботу, приезжала мисс Вселенная Оксана Федорова, она вручила главную корону вечера победительнице 16 марта в Барнауле прошел финал конкурса "Маленькая особенная Мисс".
Сетевое издание Толк
ИГН АлтГУ – лидер по количеству выпускников программ ДПО 2024 года - ИГН АлтГУ Институт гуманитарных наук занял лидирующие позиции среди учебных подразделений Алтайского государственного университета по количеству уже получивших в 2024 году документы выпускников программ дополнительного профессиона
ИГН АлтГУ