Сохранить свою культуру. Такую цель поставили перед собой алтайские старообрядцы. Из самых отдалённых уголков края они собрались на фестиваль в Барнауле – рассказывали о своих традициях, проводили службы.
Такие пояса и платки по-прежнему вышивают вручную. Каждый элемент костюма старообрядцев имеет свое значение и силу оберега. В повседневности такие сарафаны и рубахи конечно уже не носят. Но на фестиваль «Алтайские встречи» старообрядцы из разных уголков края приехали в одеяниях ручной работы. На выставках о своих традициях они рассказывают новому поколению. Представителей молодёжи, замечают, в их числе с каждым днем все больше.
Григорий Петров, директор фонда сохранения традиций русского народа Причумышья с.Залесово:
– Основное, старообрядцы не имеют удержи в работе, это единственное, что они делают лучше всех. Когда человек лежит праздно и ничего не делает, к нему приходят всякие пагубные мысли, он их начинает обдумывать, а когда работает – у него нет времени на эти мысли.
Старообрядцы появились на Алтае в 18 веке. Большинство после введения в 20-х годах двойного оклада со староверов. В густых лесах и труднодоступных ущельях алтайских гор они скрывались от крепостной неволи, рекрутчины. Именно старообрядцы основывали здесь первые сёла. Так появилось, например, село Залесово и весь район вокруг него. Черной страницей в истории старообрядчества стали религиозные гонения 20 века. В этот период многие отказывались от своей веры и традиций. На эти годы выпало детство Ефросиньи Ильиничны. Жительница Чарышского района воспитывалась в семье старообрядцев.
Ефросинья Черникова:
– Вот так заходишь в комнату – икона была, во второй комнате – там вообще было, как иконостас сделан, больничка называлось, большие иконы стояли. Нас заставляли, а мы уже никакой этой веры-то… Вот дед с бабкой боговерующие, видать, были.
Одни отрекались от религии, другие уходили в высокогорья. Такая судьба ждала многих старообрядцев Чарышского района. Они и сегодня редко пускают гостей, а сами выезжают лишь на такие фестивали. Тем временем этнографы собирают в музеях их костюмы, утварь, проводят фольклорные экспедиции. В этом музее есть даже свой рукописный сборник – более 1000 песен и частушек. Чтобы сохранить в крае культуру старообрядцев их по-прежнему передают из уст в уста.
;
Источник: Вести Алтай