Дом, который построил народ

Ровно 115 лет назад завершилось масштабное строительство Народного дома  — главного «культурного пространства» дореволюционного Барнаула. Сейчас аккуратное здание в псевдорусском стиле на улице Ползунова занимает краевая филармония, а в начале XX века здесь кипели страсти  — и на сцене, и около неё.

О бывшей тюрьме и Школьном обществе, погромах и спектаклях, щедрости купцов и императоров, глупости чиновников и дерзости пролетариата  — рассказывает российский историк Валерий Скубневский. «Барнаул.фм» публикует фрагмент его текста о Народном доме как центре культуры и общественной жизни города с некоторыми редакционными уточнениями.

Народные дома как общественные и благотворительные организации стал появляться в конце ХIХ века в Европе, США, России. В России их основателем был Иоанн Кронштадский (проповедник, настоятель Андреевского собора в Кронштадте  — прим. ред.). Сибирь не обошло стороной это движение, здесь Народные дома были открыты в Тобольске, Барнауле, Красноярске, Бийске и ряде других городов. Михаил Шиловский определяет их как «культурно‑досуговые центры общественной жизни малых и средних городов».

Народный дом был создан по инициативе Общества попечения о начальном образовании в Барнауле, которое было образовано в 1884 году ссыльным «народником» Василием Штильке. К концу века Общество попечения успело открыть две начальных школы, две воскресных школы, народно‑школьную библиотеку, фактически инициировало открытие городской публичной библиотеки, открыло книжный склад для снабжения литературой не только городских, но и сельских школ.

В 1894 году Обществу попечения был передан старый сад (когда‑то аптекарский  — прим. авт.), где был построен летний театр и проводились многие мероприятия, что приносило определённый доход. Но особым событием в жизни небольшого города (в 1897 году немногим более 29 тысяч жителей  — прим. авт.) стало строительство Народного дома. Это здание должно было восполнить отсутствие в Барнауле стационарного театра, так как имело большой зрительный зал, и сам Народный дом планировался в качестве центра культурной жизни города.

Здание бывшей заводской гауптвахты.

Решение о передаче Обществу попечения участка земли с руинами старой горнозаводской тюрьмы принял 11 мая 1894 года сам император, а несколько позже, в 1898 году, во время строительства, велел Министерству финансов выделить на строительство 10 тысяч рублей (в 1894 году речь идёт об Александре III, а в 1898-м  — о Николае II  — прим. ред.). Этих средств было недостаточно, и Общество попечения организовало сбор средств и не только среди жителей Барнаула.

Так, 5 тысяч рублей пожертвовал И. М. Сибиряков, представитель известной династии иркутских купцов, 2 тысячи рублей — бийский купец А. Ф. Морозов, 2 тысячи рублей — строительными материалами — барнаульский купец В. Д. Сухов, 4,5 тысячи рублей выделила Барнаульская городская дума, 900 рублей — Главное управление Алтайского округа, жертвовали деньги многие члены Общества попечения и рядовые горожане.

Проект Народного дома безвозмездно выполнил известный петербургский архитектор, академик архитектуры, мастер русского стиля Иван Ропет. Он был в то время известным архитектором, в частности, проектировал павильоны России для всемирных выставок.

Для сибирских городов он не проектировал, и Народный дом в Барнауле является неким исключением. Это обстоятельство усиливает его значимость как памятника архитектуры рубежа ХIХ — ХХ веков. К тому же после многих реконструкций в настоящее время ему вернули облик, максимально приближенный к первоначальному проекту. Непосредственно строительными работами руководил гражданский инженер Иван Носович.

Сгоревшее здание бывшей заводской тюрьмы, которое использовалось при строительстве Народного дома.

Здание Народного дома — трёхэтажное, тогда это была одна из самых крупных построек города, главное достоинство которой — большой зрительный зал. Здание было построено в 1900 году.

Общество попечения сразу же стало проводить здесь свои мероприятия самого разного масштаба. Общество имело любительский театр, его самодеятельные артисты делились на четыре группы — артисты, чтецы и декламаторы, певцы, музыканты. Театр Общества в городе называли «школьным», особенно часто ставили пьесы Александра Островского. Впрочем, этот театр возник еще до строительства Народного дома и ранее ставил спектакли на сцене летнего театра в саду и в одном из цехов закрытого сереброплавильного завода. Только за лето 1897 года театр Общества попечения поставил 15 пьес. После открытия Народного дома театр активизировал свою работу. Другой театральный коллектив — «Кружок любителей драматического искусства» — был организован в 1897 году межевым инженером Александром Лесневским, и он также ставил спектакли на сцене Народного дома.

На сцене Народного дома ставили спектакли и гастролирующие труппы. Так, за 1914 год антрепренёрами (Львов‑Тургенев, Львова, артистка Бенуа  — прим. авт.) на сцене Народного дома было поставлено 127 спектаклей, в том числе 20 утренних для детей. Кроме того, прошло 6 концертов, 8 общественных литературно‑музыкальных вечеров, устроено 4 маскарада, 5 спектаклей было организовано в летнем саду. Даже в 1917 году в Народном доме было поставлено 32 спектакля, которые посетили более 14 тысяч человек. В 1908 году в Народном доме состоялась первая в истории города художественная выставка местного живописца Андрея Никулина и одновременно его первая персональная выставка. Он — один из немногих в дореволюционное время профессиональных художников Алтая, пейзажист, следовал традициям импрессионизма, в советское время работал в Москве.

Здесь прошли торжества, посвященные 25‑летию введения в Барнауле Городового положения 1870 года. Иногда здесь собиралась привилегированная публика, иногда давались спектакли и устраивались прочие мероприятия для «простого народа», но нередко в зале присутствовали представители разных сословий и социальных групп.

Сцена из спектакля в Народном доме.

Вот как описывает обычную для Народного дома атмосферу перед началом спектакля участник революционного движения Михаил Зимачев:

«Именитое купечество и барышни чинно восседают в партере в ожидании открытия занавеса, пролетарский элемент на балконе нетерпеливо стучит ногами, вызывая актеров. Полицейские на своих местах. Всё в порядке вещей, обыкновенно, традиционно».

В 1908 году, во время одного из балов‑маскарадов рабочие‑пимокаты вынесли на сцену рабочий стол и начали катать пимы, при этом они были без рубах, так они работали и в мастерских. Эту сценку объявили так: «Труд пимоката». Подобное действо вызвало шок у «приличной публики», позвали полицейских, чтобы выпроводить со сцены «хулиганов». Приз же на этом балу получила девушка, нарядившаяся во все зелёное, её рабочие окрестили «буржуазной лягушкой».

Эпицентром столкновений различных политических сил Народный дом стал во время революции 1905–1907 годов. В литературе эти сюжеты неоднократно описывались. После получения известий о манифесте 17 октября 1905 года (манифест Николая II о даровании народу гражданских свобод  — прим. ред.). 20–22 октября в Народном доме проходили многолюдные митинги, выступали и сторонники, и противники манифеста, от Народного дома шли демонстрации по улицам города. 22 октября произошел погром, при этом пострадал и сам Народный дом.

Но и в последующие месяцы Народный дом был местом всевозможных акций протеста. Так, на балу 1 января 1906 году первый приз жюри присудило маске «свободная печать». На человека был надет картонный каркас, весь оклеенный прокламациями и вырезками из газет.

4 января того же года на балу два человека изображали подполковника Завьялова и унтер‑офицера Кузнецова, которые в гротескной форме обыскивали публику, вызывая всеобщий смех. Вокруг Общества попечения и Народного дома в Барнауле группировались местные оппозиционные силы. Ещё в политическом обзоре за 1899 году помощник начальника Томского губернского жандармского управления отмечал, что «все неблагонадежные лица в Барнауле составляют между собою тесный кружок и все они составляют ядро Школьного общества».

Консервативная часть горожан, а в их числе были и погромщики из октября 1905 года, требовали закрытия Народного дома.

Мещанское общество на собрании 21 ноября 1905 года в приговоре требовало «прикрыть» Народный дом, «дабы в него не собирались те люди, которые идут против Бога и Царя». Но совет Общества попечения напомнил мещанскому сообществу, что если закроют Народный дом, то иссякнут доходы Общества попечения и будут закрыты обе школы Общества, в которые ходят дети тех же мещан.

На общем собрании Общества попечения 7 января 1906 года произошло противостояние «чёрной сотни» и «интеллигенции», по терминологии газеты «Сибирская жизнь». «Чёрная сотня» дала слово выкинуть из Народного дома «разную политику», но председателем Общества вновь был избран Василий Штильке, а это означало победу либеральных сил. Однако уже 26 апреля 1906 года по решению генерал‑губернатора Западной Сибири Василий Штильке должен был в течение 48 часов выехать из Барнаула.

Барнаульский Народный дом привлек внимание высокого начальства. Так, 23 мая 1907 году его посетили томский губернатор барон Нолькен, местный исправник Лучшев и жандармский ротмистр Завьялов, конечно, центральной фигурой в этом три был губернатор.

Он обратил внимание, что в зале нет портрета императора, но висят портреты «неизвестных лиц», а этими «неизвестными лицами» были А. С. Пушкин, А. Н. Островский, А. П. Чехов, В. Г. Короленко, Н. М. Ядринцев.

Все эти портреты были сняты и повешен портрет императора. Кстати, во время октябрьских событий 1905 года портрет царя также снимали, и погромщики его обнаружили, по одной версии — в кладовке, по другой — в ватерклозете, что и вызвало гнев погромщиков.

В годы Великой Отечественной войны в этом здании шли спектакли эвакуированного из Москвы знаменитого Камерного театра под управлением А. Я. Таирова. Площади Народного дома в случае необходимости использовались для проведения школьных занятий, когда в городе не хватало помещений для этих целей.

Так, в начале 1914 году в здании Народного дома «квартировали» две городские школы. Когда началась Первая мировая война, здание Зайчанской школы Общества попечения было отдано под размещение военнопленных, а занятия этой школы также были переведены в Народный дом. Таким образом, Народный дом, который горожане также называли «школьным», играл исключительно важную роль не только как центр образования, культуры, но и как место, где концентрировалась общественная жизнь, в общем‑то, провинциального и относительно спокойного города.

В советский период первоначальный облик фасада Народного дома был частично утрачен. Реконструировали здание только в начале 2000-х годов.

Источник: Барнаул.фм

 
По теме
Полиция поймала иностранцев, подозреваемых в сбыте наркотиков в Алтайском крае - Телеканал Катунь 24 Теперь мужчинам грозит до 15 лет лишения свободы.  Источник фото:  ГУ МВД России по Алтайскому краю Сотрудник полиция задержали двух иностранных мужчин по подозрению на сбыт наркотиков в интернете,
Телеканал Катунь 24
 В Алтайском крае во второй половине ночи и днем 29 марта 2024 года ожидается усиление ветра до 18-23 м/с, местами порывы 25-26 м/с, дожди,
Администрация г. Рубцовск
Пропуск талых вод  в Хабарском районе - Газета Вестник целины В весенний период пропуска паводковых вод в населённых пунктах Хабарского района, при увеличении уровня воды в реке Бурла, может происходить подтопление жилых домов и надворных построек.
Газета Вестник целины
Эвакуация в барнаульском ТЦ/ Фото: Екатерина Смолихина - ИА Амител Правоохранительные органы разыскивают распространителей фейков В соцсетях и мессенджерах распространяются сообщения о готовящихся нападениях на крупные торговые центры Барнаула в начале апреля.
ИА Амител
Здоровье: сохранить и преумножить! - Министерство здравоохранения Профилактические осмотры и диспансеризация позволяют выявить на ранней стадии многие неинфекционные хронические заболевания, борьба с которыми предусмотрена рамках национального проекта «Здравоохранение».
Министерство здравоохранения
Приключения на Острове чтения - Центральная городская библиотека В Городском центре культуры «Современник» состоялось долгожданное открытие Недели детской и юношеской книги.
Центральная городская библиотека