Антикоррупционная комиссия при Бюро Регионального Совета Алтайского краевого регионального отделения партии «ЯБЛОКО» выявила ряд нарушений федерального законодательства при начислении субсидий из бюджета Алтайского края ОАО «Алтай-Пригород».
Федеральным законом Российской Федерации от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» предусмотрено, что потери в доходах перевозчика, возникшие в результате установления льгот на железнодорожном транспорте общего пользования в результате установления таких тарифов ниже экономически обоснованного уровня на основании законов субъектов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации.
В Алтайском крае на практике из бюджета края возмещаются потери в доходах ОАО «Алтай-Пригород» не как разница между экономически обоснованным тарифом и тарифом ниже экономически обоснованного уровня, а по другой формуле.
Принято Постановление Администрации Алтайского края от 11.03.2013 №112 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий на возмещение потерь в доходах организациям, осуществляющим перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по регулируемым тарифам ».
Э кономически обоснованный тариф (ЭОТ) на услуги по перевозке пассажиров пригородным железнодорожным транспортом за один пассажирокилометр, рассчитывается управлением Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов по обращению перевозчика.
Решением управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 29.01.2014 №6 установлен экономически обоснованный тариф на услуги по перевозке пассажиров пригородным железнодорожным транспортом в размере 1,607 рублей за один пассажирокилометр.
Как на практике это выглядит.
Пример. ОАО «Алтай-Пригород» для получения субсидии на возмещение потерь в доходах за 2014 год представляет в Комитет по финансам администрации Алтайского края информацию о том, что за 2014 год пассажирокилометр составил 275 262 076, а полученные доходы ОАО «Алтай-Пригород» от перевозки пассажиров составили 247 045,9 тыс. рублей. В Комитете по финансам 275 262 076 умножают на 1,607 рублей (ЭОТ) получают 442 346,16 тыс. рублей вычитают собственные доходы ОАО «Алтай-Пригород» и получается субсидия в размере 195,3 млн. рублей. Такая сумма из бюджета Алтайского края направляется в коммерческую структуру под названием ОАО «Алтай-Пригород».
Уместен вопрос. Кто и как рассчитал расчетный доход ОАО, который составил 247 045,9 тыс. рублей? Может он больше, тогда субсидии должны быть меньше.
При этом, Комитет по финансам, да и руководство ОАО «Алтай-Пригород», где генеральным директором работает Владимир Устинов, депутат фракции «Единая Россия» в Алтайском краевом Законодательном собрании не удосужились прочесть Федеральный закон от 10.01.2003 №17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (ч.3 ст.8). Он устанавливает следующий порядок расчета:
Экономически обоснованный тариф на перевозку пассажиров в пригородном железнодорожном сообщении, руб . за 1 пас.км | Установленный предельный тариф для расчетов с пассажирами при осуществлении перевозок в пригородном железнодорожном сообщении руб. за 1 пас.км
ниже ЭОТ | Межтарифная разница, возникающая от установления тарифа ниже экономически обоснованного, руб. за 1 пас.км | Пассажиро-оборот за отчетный период
пас.км | Размер субсидии (тыс. руб.) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1,607 | 1,200
| 0,407 (гр.1 – гр.2) | 275 262 076 | 112 031,7 (гр.3 х гр.4: 1пас.км) |
Субсидия при таком расчете стала меньше на 83,3 млн. рублей (195 300,3 – 112 031,7 т.р.) , но это при условии, что установленный предельный тариф (УПТ), который ниже экономически обоснованного тарифа составляет 1,200 на 1 пас.км. А если показатель не 1,200, а если, например, УПТ — 1,300, то и субсидия будет еще меньше.
Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» только п отери в доходах перевозчика, которые возникают в результате установления тарифов, которые ниже экономически обоснованного уровня, возмещаются за счет средств бюджета.
Федеральный закон предусматривает возмещать за счет средств бюджета региона только разницу в тарифе между экономически обоснованным тарифом и тарифом, установленным ниже экономически обоснованным.
Таким образом, можно сделать вывод, что в Алтайском крае возмещение потерь ОАО «Алтай-Пригород» производится в нарушении Федерального закона от 10.01.2003 №17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (ч.3 ст.8) и ст. 78 Бюджетного кодекса РФ.
Кроме этого, с татья 78 Бюджетного кодекса РФ обязывает субъект РФ (Алтайский край) прописать в Законе Алтайского края от 05.12.2017 №92-ЗС «О краевом бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» (далее – Закон) случаи предоставления субсидий, но Законом Алтайского края этого не предусмотрено.
Следовательно, производимые выплаты субсидий ОАО «Алтай-Пригород» незаконны.
На наш взгляд, установленные в Алтайском крае 2 вида тарифов для разовой поездок и 5 видов абонементных билетов не соответствуют понятию справедливости.
Приведем примеры.
Например, житель Алтайского края, которому з аконом Алтайского края не предусмотрена льгота на проезд, при покупке абонементного билета «ежедневно» стоимостью 800 рублей , должен будет заплатить всего 280 рублей, снижение цены составит 65%. (Данные взяты по итогам 2014 года).
А ветераны труда, которым законом Алтайского края предусмотрена льгота на проезд в размере 50% от стоимости разового билета, должен будет заплатить за месяц (30 дней) при покупке разовых билетов туда и обратно 480 рублей (16 руб. х 2 = 32 руб.: 2 = 16 руб. х 30 дн.). В летний период ветерану льгота не предусмотрена, а не ветерану за счет абонентного билета по факту предусмотрена. Получается льготник по закону платит 480 руб., а не льготник 280 рублей.
Жители Алтайского и не только Алтайского края (которым не обязательно являться дачниками) могут приобретать абонементные билеты ниже стоимости абонементного билета до 70%, тогда как данное снижение стоимости законом Алтайского края не предусмотрено.
На указанные цели из бюджета края в 2017 году израсходовано более 250,0 млн. руб. и это при том, что Алтайский край относится к высоко дотационным регионам.
Согласно постановлению Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. № 112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», стоимость устанавливается перевозчиком самостоятельно. Следовательно, ОАО «Алтай-Пригород» установило стоимость абонементных билетов со скидкой до 70% , а Минфин края в нарушение Федерального закона Российской Федерации от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» возмещает потери ОАО «Алтай-Пригород» из краевого бюджета.
Лидер алтайских «яблочников» Александр Гончаренко обратился в краевую прокуратуру с просьбой по вышеуказанным фактом провести проверку, принять меры прокурорского реагирования и дать ответ в установленные законом сроки.
Пресс-служба Алтайского краевого регионального отделения партии «ЯБЛОКО», 18.09.2018 г.