Более 150 жителей Алтайского края подали жалобы на нарушение их права на выбор негосударственного пенсионного фонда.
Как известно, до обращения за средствами пенсионных накоплений застрахованное лицо может воспользоваться правом на переход из Пенсионного фонда России в негосударственный пенсионный фонд или на смену НПФ. Для этого нужно заключить договор об обязательном пенсионном страховании с новым страховщиком и направить в ПФР заявление о переходе.
Естественно, что негосударственные пенсионные фонды борются за клиентов, и не всегда честными методами. Среди заявлений граждан о недобросовестных НПФ, например, такие: «Настоящим сообщаю, что договор об обязательном пенсионном страховании с данным НПФ я не заключал, заявления о переводе средств пенсионных накоплений не подписывал. Кроме того, мне известно, что при переводе средств пенсионных накоплений к новому страховщику удержан доход от инвестирования моих средств пенсионных накоплений. Прошу разобраться в данной ситуации и разрешить ее в мою пользу, а именно – восстановить меня в прежнем НПФ». Это текст одной из жалоб, поступивших в отделение Пенсионного фонда РФ по Алтайскому краю.
Вообще подобные обращения от застрахованных лиц можно разделить на три типа: помимо вышеуказанной ситуации, встречаются случаи, когда граждане все документы подписали, но не были переведены в новый НПФ, и когда они заключили договор, не получив всех необходимых сведений о фонде. Граждане воспринимают это как введение в заблуждение со стороны представителя НПФ, – но по документам-то все чисто. Поэтому по всем поступающим жалобам у Пенсионного фонда России ответ один – идите в суд. «Согласно положениям Федерального закона № 75, договор об обязательном пенсионном страховании может быть признан недействительным только судом. Иных способов не предусмотрено, нет таких полномочий и у Пенсионного фонда», – говорит Борис Трофимов, управляющий Отделением ПФР по Алтайскому краю.
- Если застрахованное лицо считает, что перевод осуществлен неправомерно, у него есть право обратиться в НПФ, в который были переведены средства, с претензией о незаконном переводе средств пенсионных накоплений, – уточняет Борис Александрович. – Текст претензии о незаконном переводе составляется в свободной форме. НПФ обязан проинформировать застрахованное лицо, на основании чего его пенсионные накопления были переведены в данный НПФ, в том числе предоставить копии документов. О незаконных действиях НПФ гражданин также может сообщить, в том числе через интернет-приемную, в Банк России, осуществляющий надзор за деятельностью негосударственных пенсионных фондов. Для приобщения документов к судебному иску застрахованное лицо вправе обратиться в ПФР с письменным запросом копии заявления о переходе, на основании которого были переведены его пенсионные накопления.
Чтобы не столкнуться с такими ситуациями, внимательно читайте договоры, которые вы подписываете, а при выборе НПФ для своих пенсионных накоплений заранее проконсультируйтесь у специалистов Пенсионного фонда России – как незаинтересованная организация, они не будут отстаивать интересы конкретного НПФ и помогут принять обдуманное решение.
Фото из сети Интернет.
Автор: Светлана Ермошина