Новости города БезФормата.Ru
Барнаул
Главные новости
 
Задать вопрос?

Без прошлого нет будущего!

Мы уже сообщали читателям о том, что в этом году учитель русского языка и литературы Боровлянской средней школы Ольга Григорьевна Хлюст стала лауреатом премии им. С.П. Титова за краеведческую деятельность и работу школьных музеев.

Школьный краеведческий музей появился в Боровлянке в 2010 году по ее инициативе и при ее непосредственном участии. Экспозиции музея соответствуют основным направлениям исследовательской работы школы: «История села Боровлянка», «История Боровлянской школы. Учителя – участники Великой отечественной войны», «Воины-интернационалисты». Особое место занимает экспозиция о детях блокадного Ленинграда, эвакуированных в Боровлянку в 1942 году.

-Экспонатами музея становятся не только фотографии и документы, но даже пуговицы с военных кителей, пряжка с ремня, ржавая каска, чернильницы-неваляшки и многое другое, что приносят в музей школьники, – рассказывает Ольга Григорьевна. – Значит, они считают важным сохранить память о Великой Отечественной войне. Это формирует в них чувство сопричастности ко всему, что происходит в окружающем мире, стремление принять посильное участие в важных событиях, чувство милосердия к старшим, ветеранам войны и труда… По некоторым данным, наши боровлянцы воевали на многих фронтах, в Сталинграде, участвовали в защите Ленинграда и Москвы. Многих военные дороги довели до Берлина. И в музее хранится материал о двух наших земляках, участвовавших в битве за рейхстаг.

Говоря о роли школьного музея в нравственном воспитании молодежи, Ольга Григорьевна подчеркивает, что каждая экспозиция, каждый экспонат передают массу суждений, оценок и чувств, которые постепенно переходят в знания, формируют личность ребенка. Именно поэтому она считает, что особая роль в патриотическом воспитании должна принадлежать военной истории, соприкасаясь с которой, подрастающее поколение приобщается к трудовому и ратному подвигу своего народа, учится на героических примерах наших отцов и дедов.

В экспозициях музея отражена героическая работа тружеников тыла, перечислявших средства на строительство танков и самолетов, драматические страницы истории Сиблага, рассказывающие о судьбах репрессированных и спецпереселенцев разных национальностей (немцев, поляков, литовцев, японцев и так далее), и, конечно же, трагические события 1942-1943 г.г., когда в Боровлянку были эвакуированы дети из детских домов блокадного Ленинграда.

Вот как отвечает Ольга Григорьевна Хлюст на некоторые вопросы, связанные с ее разносторонней педагогической деятельностью.

-С чего началась ваша любовь к истории, ведь вы учитель литературы?

-Лет десять назад я вела в пятом классе предмет «Литература родного края». Готовила урок, который назывался «Тайны бабушкиного сундука». Для этого взяла самый настоящий (еще мамин) сундук и начала собирать предметы быта: угольные утюги, прялку, ступу, сковородник, берестяной туес, веретено и т.д. Урок прошел… А я поймала себя на мысли, что наши дети даже названий этих предметов не знают. Так появился в кабинете литературы «Уголок старины». Кроме того, не знаю, почему, но все старинные вещи приводят меня в трепет… Особенно старые фотографии, монеты, пожелтевшие документы. За каждой вещью скрывается целая история… И пусть даже история одного человека. Но эта история перерастает в историю края, страны.

-Как создавался музей в школе?

-Зная мой интерес к предметам быта и старым фотографиям, учителя школы стали приносить в «Уголок старины» старинные же предметы. Появились швейная машинка, часы с маятником, прялка с колесом, керосиновая лампа, вышитые рушники. Предметов оказалось уже достаточно много, и я попросила директора школы выделить отдельное помещение для музея. Татьяна Викторовна Анисимова оказала всестороннюю помощь, началась работа по оформлению музейных стендов и экспозиций. Я в то время занималась с детьми краеведческой работой. Был собран материал о ветеранах Великой Отечественной войны, тружениках тыла. Затем мы стали работать над темой репрессированных и депортированных в Боровлянку немцев, литовцев, поляков. В результате исследовательских работ музей пополнялся экспонатами, документами, фотографиями. Материала оказалось достаточно, чтобы в школе появился зал боевой славы.

На данный момент наш школьный музей прошел паспортизацию и имеет сертификат.

-Вы активно занимаетесь сохранением истории событий Великой Отечественной войны, а какие страницы истории Алтайского края нашли отражение в экспозиции музея?

-На данном этапе мы работаем над сбором материалов по истории возникновения и образования нашего села. Оказалось, что эта история не только обширная и глубокая, но и полная драматических страниц.

-Надо ли как-то мотивировать современных детей изучать историю или они сами заинтересованы в ее изучении? Как вы вовлекаете детей в изучение истории?

-День Победы – вот вам самый распространенный способ мотивации! Рассказы родителей о героических бабушках и дедушках… Семейная гордость! Праздничный салют… Шествие Бессмертного полка… Традиционный митинг… Георгиевские ленточки… Ветераны (которых у нас в селе осталось только четверо) с орденами и медалями. Блеск в их старческих глазах видели в этот день? Гордо поднятые головы! Но… вот только говорить никто из них уже не может… Они сидят и задумчиво водят по траве каждый своим костыльком.

И, кстати, сходить домой к ветерану, отнести сувениры, открытки и цветы никто не отказывается! В школах к этому событию также приурочены различные мероприятия: вечер солдатских писем, концерт военных песен, конкурсы сочинений «Орден в моем доме», «Наши семейные традиции», «Мой дедушка – ветеран», «Письмо ветерану»… Всего и не перечислишь. Самое главное – не нужно принуждать, заставлять… Покажется что-то интересным – детям самим захочется узнать побольше фактов, сведений, найти фотографии, прочитать что-то о времени этих событий.

Но патриотическое воспитание должно вестись не только в преддверии 9 Мая, а регулярно, чтобы каждый из ребят чувствовал сопричастность к великой истории.

-Занимаетесь ли вы сейчас музеем Приобских лесов и что для вас ближе?

-Сейчас я являюсь хранителем музея Приобских лесов и руководителем школьного лесничества. Это тоже для меня оказалось очень интересным. Но все это отнимает уйму времени. Поэтому, отдав школьному музею более десяти лет, я думаю, что пора уже передать его молодому учителю истории Екатерине Анатольевне Кротовой, которая привнесет в работу новые идеи, темы, интересные для наших школьников. А вот с музеем леса я еще поработаю. Тем более, что есть много идей и задумок.

-Есть ли определенные темы, особо интересные для изучения вашими воспитанниками?

-Темы… Думаю, что детям интересны истории наших земляков-ветеранов. А вообще чаще темы для изучения определяются случайно… Но после поисков информации и любых сведений (иногда это всего лишь скупая строчка) постепенно проявляется история семьи или судьба человека. Например, так появились исследовательские работы «История одной фотографии», «Улицы села Боровлянка», «Из истории памятников села Боровлянка», «Герой Советского Союза – Яков Филиппович Фефелов», «Ленинград и Боровлянка, 1942 год. Эвакуированный детский дом». В музее хранятся военные билеты, письма с фронта и похоронные извещения, пожелтевшие, ветхие, но… за каждым из этих документов – целая история.

-Какую роль в патриотическом воспитании детей играет музей, созданный под вашим руководством?

-Материалы музея максимально используются в учебно-воспитательной работе школы. Причем как экспонаты, так и материалы. Проводятся тематические классные часы, тематические вечера, встречи, общешкольные мероприятия, уроки литературы и истории. На основе материалов музея создаются работы для выступления на краеведческих конференциях, проводятся сельские и межрайонные мероприятия. Мы не преследуем таких уж «больших» целей… Просто хотим, чтобы наши дети были добры и отзывчивы, знали историю села и края и гордились тем местом, где родились. То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты.

-Ольга Григорьевна, а в какой момент вашей жизни вы выбрали для себя профессию учителя? Какие качества считаете главными для педагога?

-Учителем решила стать еще в восьмом классе, поэтому два года училась на подготовительных курсах и с легкостью сдала вступительные экзамены в педагогический институт. С книгой засыпала и просыпалась… Читала даже в перерывах между прополкой грядок. Помню, как меня наказывали в 1-2 классах за то, что я читала книжки на уроках, на которых мне было скучно.

Взаимопонимание с детьми – это первое и самое важное. Уважение к детям, к их самостоятельности, к их такому разному внутреннему миру, к их особенностям и неповторимости обернется любовью и уважением и к самому учителю.

Увлеченный учитель увлечет и детей – это второе.

Профессиональное мастерство – это третье. Успех учителя – это, прежде всего, успех его учеников.

Причем все это можно поставить в любом порядке.

-Ну, и традиционный вопрос: опишите, пожалуйста, мир ваших увлечений.

-Книги, хорошие фильмы, поездки на природу, горы… Очень люблю рисовать. Жаль, что сейчас свободное время – это по-настоящему роскошь.

Сегодня Ольга Григорьевна ведет большую общественную работу, связанную с сохранением памяти о детях блокадного Ленинграда в Боровлянке. Она поддерживает связь с автором проекта «Петербург – Ленинград – Боровлянка» Еленой Сафиной и лидерами молодежного добровольческого движения Санкт-Петербурга, которые побывали в Боровлянке в январе 2015 года, когда школа стала организатором грандиозного мероприятия, посвященного 70-летию Великой Победы и годовщине снятия блокады Ленинграда. А в апреле 2016 года по приглашению отдела проектов и молодежных социальных инициатив Дворца учащейся молодежи Санкт-Петербурга Ольга Григорьевна и ее ученица, девятиклассница Анна Анисимова приняли участие в Международной научно-практической конференции «Социальное партнерство как эффективный механизм интеллектуального и культурного развития детей и учащейся молодежи». На конференции они представили работу по теме, связанной с эвакуированными в Боровлянку в 1942 году детьми блокадного Ленинграда.

Елена Сафина и лидер санкт-петербургского движения добровольцев Наталья Симанкова организовали прибывшим к ним с ответным визитом гостям встречи с учащимися Санкт-Петербурга, которые в 2015 году прислали письма боровлянским школьникам, а также с бывшим блокадником О.Н. Низовским. В ходе этих встреч гости и хозяева обменялись фотографиями и подарками.

Ольга Григорьевна придает большое значение развитию добровольчества. Ведь все события, связанные с увековечением памяти детей блокадного Ленинграда, тоже возникли на общественных началах.

Валентина Михайловна Каркавина, возвращаясь к истокам этих событий, вспоминает, как библиотекарь Е.А. Березикова и социальный работник О.Н. Куракина при большой поддержке В.Е. Фомина и Н.С. Уманчука начали поисковую работу, к которой тут же подключилась школа. После того как общими усилиями в 2001 году установили на месте захоронения железный крест, появилась идея установления памятника. Чтобы собрать деньги на его строительство, надо было поднимать общественность. И тогда сыграло большую роль обращение боровлянских школьников, которое взял за основу созданный при районном музее ветеранский клуб, начав большую работу по проведению марафонов по сбору средств на строительство мемориала. По мнению Валентины Михайловны, именно благодаря Ольге Григорьевне работа эта не затихла после открытия мемориала, а разгорелась с новой силой, и появилась обратная связь между поколением 40-х и поколением XXI века, которая продолжает развиваться. А еще она внесла свой вклад в книгу «Зажгите свечи в нашу память» в виде трогательного документального рассказа «Сынок Ванюшка».

Несколько лет назад Ольга Григорьевна стала хранительницей музея Приобских лесов, доставшегося ей по наследству от прежней «хозяйки» – Е.А. Березиковой. Этот музей, появившийся в Боровлянке по инициативе В.А. Елизарова и Д.Н. Голотвина, приобрел известность в Алтайском крае.

Работа с двумя музеями, поисковая работа и руководство школьным лесничеством, не считая основных обязанностей, которых у сельского учителя более чем достаточно, – все это хоть и приносит чувство удовлетворенности, но отнимает немало времени и сил, требует большого внимания и сосредоточенности. Несмотря на все свои заслуги, Ольга Григорьевна Хлюст – скромный и даже немного застенчивый человек, не боящийся, тем не менее, с готовностью взяться за новое и ответственное дело, если оно во благо родному селу и его жителям, а особенно – подрастающему поколению, которое так важно научить ценить свою историю, потому что без знания прошлого нельзя построить счастливое будущее.

Светлана КУДИНОВА.

Губернатор Алтайского края Александр Богданович Карлин поздравляет Ольгу Григорьевну Хлюст, учителя русского языка и литературы Боровлянской средней школы, ставшую лауреатом премии им. С.П. Титова.

Фото из личного архива О.Г. Хлюст.

День молодежи в Барнауле (фоторепортаж) - Администрация г.Барнаул
Губернатор Алтайского края Александр Карлин - Администрация Алтайского краяСегодня, 23 июня, Губернатор  Александр Карлин  пригласил в свой кабинет 14 юношей и девушек, которые в этом году с отличием завершили учебу в школе.
23.06.2017 Администрация Алтайского края
Тематическую экскурсию провели в Барнауле в честь Дня памяти и скорби - Алтайская правдаВ Барнауле 21 июня, в канун Дня памяти и скорби, организовали тематическую экскурсию, которая завершилась традиционной патриотической акцией «Свеча Памяти».
24.06.2017 Алтайская правда
Встреча Губернатора с выпускниками - Администрация Алтайского краяСегодня, 23 июня, в 11 часов в большом зале Правительства состоится встреча Губернатора Алтайского края  Александра Карлина  с лучшими выпускниками школ 2017 года.
23.06.2017 Администрация Алтайского края
  - Газета Новости Кулунды
«Бульдозер» с победой вернулся домой
Дельфийские игры «Вместе лучше» – это большое творческое состязание в области самодеятельного художественного творчества, в ходе которого выявляется наиболее одаренная молодежь в возрасте от 14 до 24 лет.
Газета Новости Кулунды
Kak-v-Barnaule-otkryvali-pervyj-Literaturnyj-festival-Roberta-Rozhdestvenskogo4 - Вечерний Барнаул
Как в Барнауле открывали первый Литературный фестиваль Роберта Рождественского
Рождественские чтения в Алтайском крае проводятся с 2007 года, а в этом году они приобрели новый статус.
Вечерний Барнаул
Kak-v-Barnaule-otkryvali-pervyj-Literaturnyj-festival-Roberta-Rozhdestvenskogo4 - Портал Вечерний Барнаул
Как в Барнауле открывали первый Литературный фестиваль Роберта Рождественского
Два дня концерты и выставки проходили в Барнауле, а кульминацией фестиваля стали мероприятия в Косихе, на родине поэта.
Портал Вечерний Барнаул
Готов к труду и обороне: бийчане стали лучшими! - Администрация г.БийскЛетний Фестиваль Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»  среди обучающих образовательных учреждений проходил в Барнауле с 21 июня по 23 июня.
23.06.2017 Администрация г.Бийск
KFC: болеем за наших на Сибирском финале - Altaifootball.RuС 10 мая по 18 июня в нашем городе проходил всероссийский турнир по футболу KFC-футбатл 2017.
25.06.2017 Altaifootball.Ru
Субботняя жара как проверка на прочность - Altaifootball.RuИ дождь не сильно хорошо, и жара не в радость для игры в футбол, но сегодня испытанием жарой Лига Выходного Дня АКАМФ прошла успешно.
25.06.2017 Altaifootball.Ru
На стадионе «Рубин» прошел фестиваль ГТО - Вечерний Барнаул
На стадионе «Рубин» прошел фестиваль ГТО
Фестиваль Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» проводился 22 июня на барнаульском стадионе «Рубин».
Вечерний Барнаул
На стадионе «Рубин» прошел фестиваль ГТО - Портал Вечерний Барнаул
На стадионе «Рубин» прошел фестиваль ГТО
Он проходит уже третий год подряд. Его цель – популяризация комплекса ГТО и пропаганда здорового образа жизни.
Портал Вечерний Барнаул
Prazdnovanie-Dnja-molodezhi-v-Barnaule-projdet-na-ploshhadi-Saharova-2 - Вечерний Барнаул
Празднование Дня молодежи в Барнауле пройдет на площади Сахарова
Спортивные молодежные турниры, показательные выступления спецназовцев, фестиваль юмора, выставка военной техники, самый многочисленный в Сибири флешмоб… Этим и не только запомнится День молодежи в Барнауле.
Вечерний Барнаул
21 – 22 июня Алтайский край принимал гостей и участников агропромышленного форума «День сибирского поля-2017».
23.06.2017 Алтайская правда
Сегодня проходит единый Информационный день в Алтайском крае - Администрация г.БийскПроизводственный бизнес занимает значимое место в экономической структуре Алтайского края.
23.06.2017 Администрация г.Бийск
Замминистра России Иван Лебедев высоко оценил научный потенциал АПК Алтайского края - Управление сельского хозяйства21 июня заместитель министра сельского хозяйства России Иван Лебедев посетил с рабочим визитом Алтайский научно-исследовательский институт сельского хозяйства.
22.06.2017 Управление сельского хозяйства
Град размером с мяч убил урожай в Алтайском крае - Алтайская правдаСегодня, 22 июня, в Косихинском районе прошел сильный град. Как рассказали «АП» местные жители, он начался около 12.00.
22.06.2017 Алтайская правда
5 - Управление по физкультуре и спортуКаждый год в середине лета по всей стране проходит уникальный праздник спорта – Всероссийский Олимпийский день.
23.06.2017 Управление по физкультуре и спорту