Сегодня в Алтайском крае состоялось пленарное заседание августовской педагогической конференции. Участие в нем приняли лучшие представители педагогической общественности региона.
С основным докладом о развитии системы образования выступил министр образования и науки Алтайского края Александр Жидких .
Он проинформировал о том, что все образовательные учреждения подтвердили техническую и содержательную готовность к обучению детей, и поблагодарил всех, кто принимал участие в их подготовке к новому учебному году.
Говоря об изменениях в содержании образования, министр напомнил, что с 1 сентября все семиклассники будут обучаться по новым федеральным государственным стандартам, начнется апробация стандартов в 8 и 9 классах. Треть школ и почти все профессиональные образовательные организации, а также воспитанники центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, будут изучать курс «Основы финансовой грамотности». В учебный план вернется предмет «Астрономия»: в пилотном режиме к его изучению приступят ученики 10-11 классов 7 школ. Помимо этого, разработана серия учебных пособий региональной тематики. 18 профессиональных образовательных организаций начнут готовить специалистов по 7 профессиям из перечня ТОП-50 в соответствии с новым ФГОС. Кроме того, в рамках приоритетного проекта «Рабочие кадры для передовых технологий» будет проводиться масштабная модернизация учреждений, осуществляющих подготовку рабочих и специалистов среднего звена.
Александр Анатольевич отметил, что ключевой задачей в новом учебном году остается обеспечение качества образования, которое складывается из многих факторов, но основными являются три: педагоги, образовательная среда и общество.
Он рассказал, что на федеральном уровне утверждена дорожная карта по формированию и внедрению национальной системы учительского роста, которая предполагает не только новую модель оценки квалификации, но и введение градации самой должности учителя. Кроме того, в целях устранения профессиональных дефицитов педагогов с 1 сентября в крае начинается апробация модели повышения квалификации на основе результатов оценочных процедур. Координация деятельности в этом направлении будет возложена на недавно созданный при Министерстве Совет по качеству образования. Особое внимание он уделил привлечению молодых специалистов.
Вторым значимым фактором повышения качества обучения, по словам Александра Анатольевича, является образовательная среда. Она включает в себя создание современных условий обучения, соответствующей инфраструктуры, материальное обеспечение, транспорт, цифровую среду и многое другое.
Для решения этого вопроса только в этом году сдаются 3 новых объекта: по одной школе в Барнауле и Тюменцевском районе, а также пристройка в с. Родино Родинского района. В последующие 3 года будет введено еще не менее 14 новых школ, 3 пристройки с числом новых мест свыше 7 тысяч. Практика проведения капитальных ремонтов в рамках адресной инвестиционной программы также будет продолжена.
Он уточнил, что в регионе адресно подходят к решению проблемы по обеспечению доступности дошкольного образования детей в возрасте от 1,5 до 3 лет, остаются важными вопросы создания доступной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья во всех образовательных учреждениях, в числе безусловных приоритетов – развитие спорта в сельской местности.
«Качество образования также зависит от разумной его организации с точки зрения управления. Перед началом учебного года проведена масштабная работа по совершенствованию образовательной сети. Оптимизация - это выбор наилучшего варианта, что вовсе не означает сокращение финансирования или закрытие учреждений. Создавая базовые школы, мы обеспечиваем всем без исключения детям, независимо от места проживания, возможность получения качественного образования, одновременно решая проблемы школ с низкими результатами обучения. Кроме того, новые возможности для развития получают и учреждения дополнительного образования», - разъяснил Александр Жидких.
В доступности и создании комфортных условий для обучения детей большую роль играет безопасный подвоз школьников, развитие цифровых и дистанционных технологий. Министр проинформировал о том, какие мероприятия проводятся в этих направлениях. Говоря о сохранении здоровья учащихся, он обратил внимание на необходимость развития летнего отдыха детей, особо выделил оказание методической, психолого-педагогической помощи родителям, воспитывающим детей раннего дошкольного возраста, в том числе с ОВЗ.
«Взаимодействие с обществом - это третий значимый фактор, роль которого в оценке ситуации и изменений в системе образования и воспитания все больше возрастает. Сегодня в Алтайском крае насчитывается 112 некоммерческих организаций так или иначе причастных к образованию», - сообщил Александр Жидких. В дальнейшем необходимо развивать данное направление.
По его словам, особая роль общественности принадлежит в развитии патриотического воспитания, очень важно и взаимодействие с родительским сообществом.
В своем докладе он выделил достижения и успехи детей в 2017 году. Так, по сравнению с 2016 годом улучшились результаты ЕГЭ по 8 предметам: физике, информатике, русскому языку, литературе, иностранным языкам, химии и истории. Увеличилось количество 100 балльных результатов с 62 до 90, почти на треть уменьшилось число выпускников, не получивших аттестаты.
В завершение своего выступления он отметил, что за прошедший учебный год немало сделано, есть позитивные изменения, заметные не только нам, но и другим участникам образовательного процесса, в том числе на федеральном уровне.
«Новый учебный год, как и всегда, потребует от нас значительных усилий, согласованных действий и целеустремленности», - подытожил он.
Александр Жидких пожелал участникам заседания творческих успехов, радости от полученных результатов, здоровья, счастья и благополучия.