Быть учителем очень трудно. Быть хорошим учителем, которого любят и озорники, и тихони, тяжелее вдвойне. Но не для Ольги Куфтиновой, учителя начальных классов школы № 117, – отдать дошколенка в ее класс мечтают многие родители.
На шаг впередиЕе рабочий день начинается задолго до того, как в класс входят второклашки. Основное правило: все должно быть на своих местах, вплоть до мелочей, и вид педагога, несмотря на настроение или погоду за окном, должен быть соответствующий – деловой стиль в одежде, аккуратная прическа и непременно добрая улыбка на лице.
- Новый день мы начинаем с переклички, я обязательно интересуюсь, все ли в порядке у деток, какое у них сегодня настроение, – говорит Ольга Васильевна. – Такая пятиминутка позволяет им настроиться на рабочий лад. Ведь маленькие они еще, в течение одного урока мы непременно проводим несколько минуток отдыха. Дети, давайте покажем, что мы умеем!
Четыре ряда девчонок и мальчишек быстро встают возле своих парт. «Море волнуется раз», – Ольга Куфтинова показывает несложные взмахи руками и читает известный стишок. Через минутку ребятишки с оживленными глазами усаживаются за парты.
- А теперь можно и к математике вернуться, – продолжает педагог.
- Ольга Васильевна, а я тут не понял, – поднимая руку, кричит мальчик с последней парты.
- Ольга Васильевна, а я правильно сделала? – спрашивает девочка с большим белым бантом.
И она каждому по очереди спокойно и по несколько раз объясняет одно и то же. А я тем временем удивляюсь ее спокойствию, терпению и такту.
Научить, воспитать, подружитьРебенок как маленький росток, чтобы в будущем он стал цветком, за ним нужно ухаживать. Так о развитии таланта у ученика говорит Ольга Васильевна.
- Я всегда мечтала работать учителем, – вспоминает она, – а вдохновили на это родные тетушки, у мамы четыре сестры, и все они педагоги. Помню из своего детства, как каждая из них воодушевленно рассказывала о школе, уроках, как проверяли тетради, как готовились к урокам.
Будучи сама ученицей, Ольга Куфтинова собирала детвору на улице и проводила открытые занятия у импровизированной доски. Мамы соседских мальчишек уже тогда благодарили ее за то, что она, играя, учила их двоечников уму-разуму.
- 29 лет назад пришла в эту школу, – продолжает учитель. – С тех пор многое изменилось: в классе появился компьютер, имеется проектор, благодаря чему мы более наглядно проводим уроки, ведь современным детям, у которых дома в арсенале различные гаджеты, и в школе одного учебника становится мало. У нас добавились новые предметы, теперь мы изучаем информатику, историю и природу нашего края. Дети интересуются всем, они очень активные. Ребята, поднимите руки, кто имеет награды за победы в конкурсах и на олимпиадах!
Больше половины класса тянет руки.
- Недавно Варвара Матвеева заняла первое место во Всероссийском конкурсе со стихотворениями собственного сочинения, – продолжает учитель. Девочка скромно кивает головой и на просьбу Ольги Васильевны декламирует стих про азбуку, который она написала недавно.
- Мне нравится школа, здесь каждый день узнаешь что-то новое, – говорит Варенька. – Люблю наш класс за то, что он дружный.
Кстати, сплотить коллектив – это тоже одна из задач педагога начальной школы. Ведь этим мальчишкам и девчонкам вместе жить еще целых десять лет. Научить дружить и уважительно относиться друг к другу, а еще непременно найти общий язык с каждым родителем, чтобы совместными усилиями развивать в каждом малыше личность.
- Многие мамы стремятся научить детей читать, писать еще до школы, – говорит педагог. – Не советую этого делать, ведь порой переучивать очень сложно. Я бы рекомендовала до школы обращать внимание родителей на самоорганизованность ребенка, умение сидеть и слушать. Современных детей отличает еще и то, что они быстро переключают свое внимание с одного на другое. Посмотрите, не прошло и 15 минут с прошлой минутки отдыха, а они уже зашевелились, отвлеклись.
Спелись…Ольга Васильевна вновь предлагает встать. На этот раз – девочкам. «Давайте мою любимую», – произносит она и начинает плавно дирижировать девчачьим хором, который выводит «Волшебные слова…Любовь всегда права…всегда права…».
- У нас в школе хороший хор, и детки посещают эти уроки с радостью, – добавляет педагог. – Вообще с переходом на односменный режим работы, а наша школа теперь учится только в первую смену, стало очень удобным получение дополнительного образования. После уроков дети ходят на танцы, пение, рисование, в спортивные секции.
Не покидает школу и Ольга Васильевна после всех уроков: проверить тетради по математике, русскому языку, окружающему миру, внести оценки в электронный журнал, приготовиться к следующему рабочему дню, а ведь дома учителя ждет семья.
- Это рутинная работа каждого педагога, – с улыбкой говорит она. – Но без нее порой сложно добиться хороших результатов от учеников. Им надо помогать и подсказывать. Ведь сколько вложишь в детей, такая и отдача будет.
КСТАТИНакануне Дня учителя в «Вечёрку» обратились родители с просьбой рассказать об уникальном педагоге Ольге Куфтиновой. В Минобрнауки Алтайского края и комитете по образованию города Барнаула также высоко оценивают ее труд и любовь к профессии.
Фото Андрея Чурилова.
Автор: Елена Корнева